Поздравляю также и православный люд , кто празднует этот праздник Троицу по церковным обычаям. ^_^
Традиции празднования Троицы... Изумрудно-зеленый цвет свежих трав, листвы – цвет этого праздника. В этот день все верующие украшают церкви и дома веточками деревьев, цветами и травами.
Традиция праздновать Пятидесятницу имеет ветхозаветное происхождение. Следуя законам Моисея, в праздник жатвы первых плодов иудеи несли в храм снопы хлеба, украшали синагоги и жилища вышеперечисленной зеленью.
По легенде, так была украшена Сионская горница в день, когда Святой Дух сошел на апостолов. Деревья и цветы весны указывают на обновление людей силой снизошедшего Святого Духа.
С того времени, у христиан и принято украшать свои жилища и храмы в честь того, что Святой Дух даровал жизнь всему, сотворенному Богом.
Праздник Троицы, или Зеленое воскресенье
Конечно, христианская Троица вобрала в себя многие черты иудейской Пятидесятницы, но вместе с тем приобрела и национальные черты. Так, в Украине еще в 19 веке люди несли в церковь травы. В середину букета православные ставили тройную свечу: она должна была гореть во время всей службы. Огарок нужно было сохранить. Его давали в руки человеку при смерти для облегчения страданий. Душистые зеленые травы использовались как обереги.
Многие также убеждены, что в основе троицкой обрядовости лежит языческий культ растительности и плодородия.
В народе сохранился древний обычай "плакать на цветы", имеющий языческие корни. А заключается он в том, что пучок травы, с которым нужно придти в церковь на Троицу, должен быть оплакан. Слезы символизируют дождь. Считается, что после этого летом не будет засухи и богатый урожай обеспечен.
Праздник Троицы, или Зеленое воскресенье Накануне Зеленого воскресенья шли на луг, в рощу, чтобы собрать ароматные травы. Вечером всей семьей украшали дом ветвями клена, липы, ясеня, ольхи, тополя, березы, ивы, дуба. Осина считалась запрещенным деревом, по одной из легенд, на ней повесился Иуда. Вербу ломать также было нельзя: она уже "отплатила добром" на Вербное воскресенье. Озеленяли не только сами комнаты, но и двери, ставни, ворота, заборы, другие хозяйственные здания (например, загоны для скота).
Молодые деревья и ветки называли "клечанням". Отсюда и название недели - Клечальная. На пол в домах стелили душистые стебли болотного аира, который по-украински называют "лэпэха". Лежали стебли в доме все три дня праздника. Считается, что именно в этот день аир приобретает магические свойства: привлекает в дом добрых духов, чистит квартиру, оздоравливает жителей. Но не только аир собирали на Троицу, но и другие душистые травы: чабрец, полынь, любисток, папоротник, мяту.
Букеты первых цветов и ветки деревьев сушили и хранили весь год в укромном месте. Когда начиналась жатва, растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из живых цветов, листьев деревьев, собранных в Клечальную субботу, плели венки. По обычаю их клали в горшки, где высаживали капустную рассаду. Как уже упоминалось ранее, люди верили, что троицкие растения способны творить чудеса.
В каждом регионе Украины дома озеленяли на Троицу по-разному.
На Черниговщине и Буковине крыши украшали листьями лопуха и ветками липы и клена. Не украсить дом считалось большим грехом. Предки верили, что на этот праздник души умерших родственников прилетают и прячутся в ветвях или же вселяются в них, помогая, таким образом, живым. В частности, придание говорит о березовых ветвях. Именно они олицетворяют символ жизни. Вообще, береза - самое любимое славянами дерево.
На Покутье крыши не обрамляли зеленью, зато двери, стены дома и ставни не оставались без внимания: их густо закрывали липовыми ветвями.
На Гуцульщине окна было принято обвивать барвинком. На стекла приклеивали кресты из листьев, а на полу выкладывали крест из царского папоротника. За иконы клали васильки и мяту. Перед образами зажигали свечку или лампадку.
Троицкие развлечения начинались с понедельника и продолжались всю неделю. Обычно их устраивали в лесу, на поле, на выгоне за селом. Девушки гадали с помощью венков о замужестве и судьбе, "завивали" березку, сплетая ее ветви между собой. Водили хороводы, пели обрядовые песни.
Для богатого урожая по селам водили украшенную ветками, венками девушку. Эта забава называлась "водить Тополю".
Выбирали самую высокую статную девушку - "Тополю" – и щедро украшали ее косынками, лентами, бусами и цветами. С песнями, плясками водили по селу и полям. Кланяясь всем встречным, "Тополя" желала доброго урожая, получая за это угощения и мелкие деньги "на ленты".
На Полесье бытовал близкий по значению обряд троицкого куста, роль которого доставалась тоже девушке.
На Ровенщине встреча с "кустом" была большой удачей, так как пожелания девушек считались пророческими.
Анастасия Рогач