Февраль: достать чернил и плакать, Писать о феврале навзрыд, Когда грохочущая слякоть Весною черною горит… Борис Пастернак
Любви все возрасты покорны…
А.С.Пушкин
Юпитер снова идет вперед
После недельного стояния на месте 3 февраля Большой Благодетель снова идет вперед. Это знак сильной перемены трендов на бирже, тем более что 2 февраля Венера и Марс одновременно меняют знаки.
Это же признак начала нового длительного (скорее всего, растущего) тренда, по-видимому, до перемены знака у Юпитера - что произойдет 26 июня. Не могу сказать, у каких товаров будет этот рост - я думаю, игроки об этом и так догадываются, а остальным оно и ни к чему - но то, что это будет рост пропаганды, и быстрый говорок Юпитера в Близнецах станет поначалу сдержанно-торжественным рокотом, а затем (летом) превратится в фанфары и хор на традиционные национальные мотивы Юпитера в Раке, у меня сомнений мало.
И хорошо. С Луной в Тельце и Солнцем в Козероге я люблю традиционализм и почвенность.
А пока что у нас примерно полгода, благоприятные для работы с информацией и общения, наведения мостов и завязывания контактов, для поездок, как малых, так и длительных, для пиара. В общем, снова пойдут дела, начнется оживление, суета, болтовня, выпячивание мнимых и явных достоинств, из коих самое заметное - это купол с висящим шпилем над двумя колоннами. В общем, оживится "жизни мышья беготня", как писал "наше все", прекрасно чувствовавший энергию Близнецов, поскольку имел там и Солнце, и Юпитер.
В то же время у Юпитера в Близнецах статус слабенький, так что "оптимизьм" будет слегка наигранный, пафос - чуть-чуть неуверенный, а цели - едва намеченными и противоречивыми.
Зато с переходом Юпитера в Рак он почувствует себя вполне в своей тарелке в ипостаси доброго хозяина, отца семейства, благодетеля и кормильца.
Близнецовский Юпитер покровительствует пропаганде, а рачий - сельскому хозяйству, особенно молочной промышленности, домостроительству, семье, детям.
А Сатурн - назад
С 12 февраля планета долговременной стратегии поворачивает вспять. Хотя иногда создается впечатление, что она пятится чаще, чем на это указывают эфемериды. Это социальная планета, поэтому ее действие касается глубоких процессов - прежде всего, государственного строительства. Но также и строительства любых структур, систем, иерархий, всего, что связано с порядком, субординацией, дисциплиной, ограничениями и запретами. Все процессы такого плана замедлятся. Это основное. К лучшему это или к худшему, зависит от контекста. В лучшем случае действующие лица и исполнители будут работать глубже, основательнее, в проблемном - повернут назад и откажутся от прежних достижений.
И Меркурий - тоже назад
23 февраля планета информации и контактов, бог-гонец поворачивает вспять до 18 марта. Это хорошее время для самоуглубления, корректировки обязательств и документов, продолжения контактов после перерыва, но неважное время для всего нового - знакомств, бизнеса, работы, обучения, договоров, контрактов, составления документов. Не то, чтобы на все это стоит запрет, но вероятность пересмотра, переориентации, а во многих случаях путаницы и отмены инициатив велика.
Рыбное время
Марс 2 февраля, Меркурий 5 февраля, Луна 11, Солнце 18, Венера 26 февраля входят в Рыбы. Февраль становится все более рыбным, в марте первые 10 дней будут очень водными, да и весь март будет "зарыбленным". В общем, Рыбы - ау! Это ваше время!
Рыбами управляет Нептун, планета миражей и иллюзий. Соединения с Нептуном (который находится в начале Рыб) будут носить именно такой характер.
А именно:
5 февраля - Марс-Нептун, 7 февраля - Меркурий-Нептун, 11 февраля (раннее утро) - Луна-Нептун, 21 февраля - Солнце-Нептун, 28 февраля - Венера-Нептун.
Пять вхождений в Рыбы и пять соединений с Нептуном за один месяц! Не знаю даже, когда такое было!
Ждем путаницы, обманов, противоречий, таинственных происшествий и очень странных поступков, падения яблок в широком ассортименте на мудрые головы законотворцев, разнообразных фантастических инициатив, расцвета русского национального спорта -- ралли на печах и ловли щук, а также и массового паломничества в незабвенный и дорогой каждому русскому сердцу город Глупов.
Естественно, такие же результаты проявятся и во всем мире, в зависимости от степени родства героев той или иной саги с зеленым змием. Сколько фантастических теорий мы узнаем! Какие ошеломительные, головокружительные новости! Кто только не выйдет на улицы, не выплывет в море, не взлетит в небо! Хотя результативность у этого периода будет, скорее всего, маловата. Нептун - глушитель успеха в практическом смысле.
Однако возможен и другой сценарий!
Нептун покровительствует взаимопомощи, милосердию, самопожертвованию, гуманитарным инициативам, милости к падшим и другим прекрасным качествам, которые приближают лучших из нас к слонам и орангутанам (и те, и другие помогают ослабевшим собратьям).
И Рыбы, и Нептун навевают возвышенную любовь, божественную музыку, возводят прекрасные замки, пусть иногда воздушные, отправляют нас в сказочные путешествия в дальние экзотические страны в поисках чуда.
Так что и такие результаты возможны, ведь все планеты в Рыбах будут просто без ума от Венеры, которая будет наслаждаться своим экзальтированным положением. Это будет время волшебной красоты.
Это будет время любви.
Это будет время слез. Очищающих и возвышающих. "В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали, в черно-белом своем преклоню перед нею главу…" И живу, живу, живу.
После соединения с Нептуном планеты тут же будут идти на благоприятные аспекты с Сатурном (закон) и Плутоном (власть), закрепляя инициативы на серьезном, фундаментальном уровне. Это может быть очень интересное и плодотворное время, если подходить к делу разумно, сочетая творчество и расчет, мечту и здоровый практицизм. Но это может быть и увековечивание фантазий и "мечт" с их "сбычей" уже в другой жизни.
Предупреждение
Ну и, конечно, столько планет в Рыбах - водном знаке - наверняка дадут сильную влажность и необычные происшествия и события, связанные с водой. Конец зимы и начало весны, очень вероятно, будут необычными с точки зрения погоды. Берегитесь паводка, наводнений, селей, обрушений снега с крыш, лавин. С любимыми не расставайтесь!
Что дальше
А с середины марта вся планетная компания постепенно будет перемещаться в Овна, настроение будет меняться, похмелье будет слегка беспокойным, хотя очень уж сильного и концентрированного овенского (инициативного, активного, огненного) эффекта, вероятно, не будет. В хорошем сценарии все возьмутся за работу и будут претворять в жизнь доброе, напетое Нептуном, и разумное и вечное, продиктованное Сатурном. В проблемном варианте - не все и не всё.
В удивительное время мы живем!
Всем удачи, здоровья, любви и счастья! Алексей Агафонов, наблюдатель небесных тел agatastro@list.ru
Данная статья возникла как реакция на статью Д.Солнцева "К спору между восточнй и западной астрологей". Я не могу согласиться со многими выводами её автора, хотя рациональное зерно в его рассуждениях несомненно. Но чтобы не вести пустых разговоров и не делать безапеляционных заявлений, вначале изложим основные исторические факты по этой теме, а затем обсудим, какие выводы мы вправе сделать на основании данных фактов.
1. Факты.
Если отрешиться от недостоверных сведений и фантазий, то об истории Зодиака с достаточной степенью уверенности можно сказать следующее.
Знаки Зодиака, понимаемые как двенадцать равных 30-градусных секторов, на которые разделена эклиптика, появились примерно в V в. до н.э. В качестве точки отсчёта знаков используются точка весеннего равноденствия (т.наз. тропический Зодиак) или определённые неподвижные звёзды (сидерический Зодиак). Обе эти разновидности Зодиака были известны уже до н.э.
Точная дата и место возникновения системы знаков Зодиака не установлены. Не исключено, что эта система возникла независимым путём в разных регионах Древнего мира. Наблюдения за небом могли привести к введению 12-ти зодиакальных знаков двояким путём. Во-первых, это приблизительное соотнесение 12-ти лунных месяцев с солнечным годом; во-вторых, соотнесение 12-ти солнечных лет с одним периодом обращения Юпитера. Сакрализация чисел 3, 4 и 12 (3х4) способствовала утверждению этой системы. Весьма вероятно, что аналогия между двумя приведёнными соотношениями (12 месяцев = 1 солнечный год; 12 лет = 1 период Юпитера) явилась одним из основных источников астрологического принципа прогрессий ("день символизирует год").
Известно, что уже в первой половине I тыс. до н.э. многие народы Старого Света использовали календарь с 12-ю месяцами в году. В разных традициях также отмечается соответствие между 12-ю месяцами и годами 12-летнего цикла (т.е. между циклом Солнца и циклом Юпитера). 12-летний цикл называется "большим годом", "царским годом", "годом Юпитера", "сверхгодом". Например, в Древней Индии существовал параллелизм названий 12 лунных месяцев и 12 лет "сверхгода": читра и год Читра, вайшакха и год Вайшакха, джьяйштха и год Джьяйштха и т.д.
Следующим шагом было соотнесение периодов времени (месяцев, лет) с участками эклиптики. Такая символическая соотнесённость месяцев со знаками Зодиака особенно наглядна в солнечном календаре, созданном в Древнем Египте и лежащем в основе летосчисления Старого Света. Годовой путь Солнца по замкнутому кругу с 12-ю знаками соотносился с 12-ю месяцами года. В разных традициях каждый из знаков имел своего стража (хранителя) или повелителя. Зодиакальные знаки отождествлялись с важнейшими событиями жизни мифологических персонажей. С помощью знаков строились целые классификационные схемы, включающие в себя основные параметры модели мира (временные, пространственные, качественные, элементарные, зооморфные, цветовые, анатомические, цветочные и т.п.).
К примеру, древние греки выделяли круг 12-ти олимпийских божеств во главе с Зевсом. Олимпийские боги были разделены на шесть пар: Зевс - Гера, Посейдон - Деметра, Аполлон - Артемида, Арес - Афродита, Гермес - Афина, Гефест - Гестия. В 217 г. до н.э. римляне заимствовали у греков круг 12-ти богов, что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между греческими и римскими божествами: Юпитер - Юнона, Нептун - Минерва, Марс - Венера, Аполлон - Диана, Вулкан - Веста, Меркурий - Церера. С зодиакальными знаками в мифах связываются деяния солнечного героя (Гильгамеша, Геракла и т.п.).
Интересно, что у индоевропейских народов была распространена практика членения жертвенного животного на 12 частей (в частности, в хеттских и лувийских ритуалах лечения человека, а также в кельтской обрядовой практике, византийских и славянских заговорных текстах, где 12 лихорадок символизируют 12 частей тела или 12 болезней, которые могут поразить человека).
В.Н.Топоров в энциклопедии "Мифы народов мира" справедливо отмечает, что Зодиак во всей совокупности составляющих его знаков позволял контролировать поведение Вселенной во времени, определять её прошлое состояние и предсказывать будущее. Для мифопоэтического сознания Зодиак является эффективным средством гармонизации времени, сохранившим свою действенность и в таких продвинутых формах, как сакральный календарь западноевропейского и византийско-русского Средневековья. В известном смысле сакральный календарь определял время в большей степени, чем это последнее определяло календарь.
К сожалению, точно проследить историю распространения системы 12-ти зодиакальных знаков невозможно. Историки 1-й пол. ХХ в. предполагали, что знаки, возникнув в Месопотамии, затем были заимствованы греками и египтянами, а впоследствии эта система распространилась в Индии и Китае. Однако исследования последних десятилетий заставляют усомниться в этой концепции. Так, дошедший до нас древневавилонский астрономический дневник на 418/417 гг. до н.э. показывает, что знаки Зодиака в Месопотамии в данное время ещё не были известны. При этом введение Зодиака в Древней Греции связывают с Евктемоном, работавшим несколькими десятилетиями раньше. В Египте знаки Зодиака могли возникнуть независимым путём как естественное развитие системы 36 деканов (объединение деканов по три). 12-знаковый циклический календарь, распространённый в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, также, судя по всему, появился без всякого греко-египетско-вавилонского влияния.
На вопрос о соотношении ролей сидерического и тропического Зодиака в древности и средние века найти правильный однозначный ответ тоже непросто. Как известно, в первые века н.э. точка весеннего равноденствия находилась на границе созвездий Рыб и Овна, т.е. тропический и сидерический Зодиак совпадали. Поэтому анализ текстов эллинистических астрологов зачастую не позволяет понять, какой всё-таки Зодиак они использовали. Кроме того, движение точки равноденствия относительно звёзд (прецессия), вызывающая расхождение этих Зодиаков, была открыта греческим астрономом Гиппархом ок. 130 г. до н.э., а астрологи более раннего времени (которые, собственно и ввели Зодиак) не подозревали о наличии данной проблемы. Следовательно, когда мы говорим о вариантах Зодиака V - III вв. до н.э., не вполне корректно утверждать, что тот или иной Зодиак был тропическим или сидерическим. Наконец, проблему усугубляет наличие нескольких тропических Зодиаков и нескольких сидерических.
Достаточно уверенно мы можем сказать следующее. В 430-х гг. до н.э. афинский астроном Евктемон ввёл деление Зодиака, основанное на точках равноденствий и солнцестояний, т.е. первый известный Зодиак, который можно назвать тропическим. Основываясь на наблюдениях летнего солнцестояния в 432 г. до н.э., он опубликовал парапегму, т.е. звёздный календарь, в котором были отмечены равноденствия и солнцестояния, годовые восходы и заходы неподвижных звёзд и соответствующие погодные указания. Он разделил солнечный год на 12 "месяцев", определяемых 12 знаками Зодиака. Солнечный год Евктемона начинался с летнего солнцестояния. Первые пять "месяцев" имели по 31 дню каждый, следующие семь - по 30 дней. Следовательно, Евктемон полагал, что Солнце проходит одну часть Зодиака с постоянной скоростью 30° за 31 день, а оставшуюся часть - со скоростью 30° за 30 дней.
Ок. 400 г. до н.э. 12-знаковый Зодиак независимо от греков ввели вавилоняне. К концу IV в. до н.э. эллинизированный халдей Кидинну, как столетием раньше Евктемон, предложил систему тропического Зодиака; однако, в отличие от греческого учёного, он расположил точки равноденствий и солнцестояний в восьмом градусе кардинальных знаков (кстати, Кидинну одним из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°). Эту систему использовали на протяжении нескольких столетий. Даже в начале н.э. римские календари продолжали соотносить весеннее равноденствие с восьмым градусом Овна.
Гиппарх, открывший прецессию, был первым астрономом, который сознательно предложил тропический Зодиак. Он поместил точку весеннего равноденствия в 0° Овна (именно этот вариант используется западными астрологами и по сей день). Однако другие учёные, узнав о существовании прецессии, посчитали необходимым придерживаться сидерического Зодиака. В частности, индийцы, позаимствовав систему зодиакальных знаков у александрийских астрологов II в. н.э., работали (и работают в наше время) только с сидерическим Зодиаком. Крупнейший исследователь истории индийской астрологии Д.Пингри уверенно заявляет, что до II в. индийцы не имели представлений о Зодиаке из 12-ти знаков.
Другой интересный момент. Сохранившиеся греческие гороскопы показывают, что греко-египетские астрологи первых веков н.э. пользовались другим Зодиаком (или Зодиаками), чем Гиппарх. Так, в гороскопах, приводимых астрологами II в. Антигоном Никейским и Веттием Валентом, долготы планет в среднем на 4° больше, чем по современным расчётам в гиппарховском Зодиаке. Вот, к примеру, данные гороскопа императора Адриана (р. 24 января 76 г. ок. 7:36 GT в Южной Испании близ современной Севильи):
Данные по Антигону
Солнце 8° Водолея
Луна 1° Водолея
Меркурий 12° Козерога
Венера 12° Рыб
Марс 22° Рыб
Юпитер 1° Водолея
Сатурн 1° Водолея
ASC 5° Козерога
MC 22° Скорпиона
Зодиак Гиппарха
Солнце 2°45' Водолея
Луна 28°10' Козерога
Меркурий 7°00' Козерога
Венера 14°07' Рыб
Марс 19°16' Рыб
Юпитер 26°35' Козерога
Сатурн 29°58' Стрельца
Разница
Солнце -3°
Луна -5°
Меркурий -3°
Венера +2°
Марс -3°
Юпитер -4.5°
Сатурн -5°
Если даже учесть возможность погрешностей при расчётах и копировании рукописей, то всё равно остаётся несомненным наличие "сдвига" в координатах. Возможно, здесь использовался сидерический Зодиак (или вариант тропического Зодиака, в котором 0° Овна отстоит от точки весеннего равноденствия на несколько градусов). Подобный "сдвиг" координат наблюдается и в греческих гороскопах более позднего времени. Например, ученик философа Прокла Марин приводит гороскоп учителя на 8 февраля 412 г., и координаты планет, указываемые им с точностью до минут дуги, в среднем на 2-3° меньше, чем их положение в Зодиаке Гиппарха. Похоже, эти данные подтверждают использование греческими астрологами того времени сидерического Зодиака: действительно, в начале н.э. координаты планет в сидерическом Зодиаке были больше, чем в гиппарховском, во II - III вв. сидерические координаты практически совпадали с тропическими, а к V - VI вв. уже стали меньше, чем по Гиппарху. С другой стороны, есть и свидетельства использования эллинистическими учёными тропического Зодиака. В частности, сохранившиеся описания астролябий показывают, что начала кардинальных знаков связывались с точками равноденствий и солнцестояний. Скорее всего, в эпоху эллинизма астрологи просто не считали проблему расхождения Зодиаков сколько-нибудь важной - ведь это расхождение тогда было ничтожным.
Персидские астрологи середины I тыс. н.э. и арабские астрологи последующих столетий работали с тропическим Зодиаком Гиппарха. Это подтверждают сохранившиеся десятки арабских гороскопов на ингрессию Солнца в знак Овна: эти ингрессии совпадали с датами равноденствий.
Попутно отметим, что проблема тропического и сидерического Зодиаков осложнялась не только тем, что на протяжении многих столетий астрологи не могли правильно определить величину прецессии, но и тем, что ряд учёных вообще не признавал открытие Гиппарха. Например, выдающийся индийский астроном VII в. Брахмагупта вообще отрицал существование прецессии, а крупнейший сирийский астролог IX в. Сабит ибн Курра предложил альтернативную теорию "восхождения и нисхождения". Согласно этой теории (в современной литературе её называют "теорией трепидации"), точки равноденствий не движутся относительно звёзд в одном направлении с постоянной скоростью (как считали Гиппарх и Птолемей), а совершают относительно звёзд колебания взад-вперёд.
Европейские астрологи Позднего Средневековья и Возрождения в основном имели дело с тропическим Зодиаком. Однако сидерический Зодиак также был известен. Скажем, выдающийся врач XIV в. Ги де Шольяк (он был врачом пап Климента VI, Иннокентия VI и Урбана V в Авиньоне) в своём крупнейшем сочинении "Хирургия" связывал эпидемию чумы 1348 г. с конъюнкцией Юпитера и Сатурна при участии Марса 24 марта 1345 г. в 4-м градусе Водолея. Проведя проверочные расчёты, мы убедимся, что данная координата приведена согласно сидерическому Зодиаку, тогда как в тропическом Зодиаке это соединение произошло в 19° Водолея. Известный греческий учёный Георгий Трапезундский, работавший в Италии в XV в. и написавший популярные комментарии к "Тетрабиблосу" Птолемея, считал, что ошибки астрологов связаны именно с тем, что они отсчитывают знаки Зодиака от точки весны, а не от неподвижных звёзд. Однако мнение Георгия не было поддержано европейскими астрологами.
Главной цитаделью сидерической астрологии на протяжении почти двух тысячелетий являлась (и продолжает являться) Индия. Однако, хотя все индийские астрологи сходятся в том, что Зодиак "привязан" к созвездиям, среди них нет единодушия относительно точки отсчёта зодиакальных знаков. Поэтому величина расхождения между тропическим Зодиаком (он используется в Индии лишь для календарных расчётов) и сидерическим колеблется между 18° и 27° (для XX в.). Данная поправка, необходимая для пересчёта координат из тропического Зодиака, называется у индийцев "айанамша".
Как показывает практика многих астрологов, наиболее точные результаты толкования гороскопа в сидерической системе возникает в том случае, если долготы планет и Асцендент вычисляются с помощью айанамши Лахири. Н.С.Лахири утверждает, что отправной точкой следует считать неподвижную звезду Спика в 0°00' Весов, и эта система принята индийским правительством в качестве официального астрологического подхода. На 1.01.1950 айанамша Лахири составляла 23°09'34". Таким образом, если в тропическом Зодиаке Асцендент человека, родившегося в 1950 году, находится в 15°00' Девы, то в сидерическом Зодиаке долгота Асцендента - 21°51' Льва. Точное значение айанамши Лахири приводится в "Эфемеридах розенкрейцеров".
Другая распространённая традиция, которой, в частности, придерживается такой авторитетный астролог, как Б.В.Раман, принимает айанамшу, равную 21°42'47" на 1.01.1950.
Ещё один вариант приводится Аланом Лео: он ссылается на индийскую систему расчёта айанамши, согласно которой считается, что в 498 г. н.э. она имела нулевую величину и увеличивается со скоростью 50.333" в год.
После распространения идей индийской астрологии на Западе в начале XX в., английские и американские астрологи (Сирил Фэйган, Дональд Брэдли, Рой Чарльз Файрбрейс и др.) заинтересовались возможностями применения сидерического Зодиака и провели большое статистическое исследование на базе множества натальных карт. Они пришли к выводу, что величина айанамши на 1.01.1950 составляла 24°02'28". Сведения о точном значении айанамши Фэйгана-Брэдли приведены в "Американских эфемеридах" Н.Ф.Микельсена и в "Эфемеридах розенкрейцеров" (пункт SVP). Пик популярности "сидерализма" в западной астрологии пришёлся на 1950-е - 70-е гг., но постепенно сошёл на нет.
Существуют и прочие системы расчёта айанамши. Отдельные исследователи экспериментируют с различными её величинами и порой приходят к собственным предпочтениям, отличающимся от наиболее распространённых. В приведённой ниже таблице даны сведения о 14 вариантах сидерического Зодиака.
Сидерический Зодиак
Координата Точки весеннего равноденствия на 1.01.1900
Итак, вернёмся теперь к тем вопросам, которыми задался Дмитрий Солнцев в своей статье. Какой Зодиак является "истинным" и "первоначальным" - сидерический или тропический? Какая система астрологии базируется на более достоверных основаниях - индийская или западная?
Если говорить об изначальной ситуации, то в Древнем Двуречье, Древней Индии и Древнем Китае фиксировалось и анализировалось движение планет среди звёзд и созвездий. Отсюда впоследствии развилась концепция зодиакального круга. В Древнем Египте велись наблюдения суточного движения 36 групп звёзд (т.наз. "деканов"), и из этой практики впоследствии развилась концепция домов гороскопа. Так что и круг Зодиака, и круг домов исторически обязаны своим появлением наблюдению неподвижных звёзд и созвездий. И это не требует лишних объяснений - ведь для любого наблюдателя созвездия являются самым чётким ориентиром на небе. При этом, годичный цикл с его узловыми точками равноденствий и солнцестояний ничуть не менее важен в астрологии - но для фиксирования этих точек и последующего анализа расположения планет в полученной системе тропических координат требуются гораздо более длительные наблюдения. Поэтому хронологически первой, конечно, была привязка небесных событий к звёздам и созвездиям.
С другой стороны, когда в эллинистическом мире сформировалась целостная астрологическая система, базирующаяся на концепции Зодиака, роль годичного цикла и кардинальных точек в объяснении системы зодиакальных знаков была крайне важной. И значение этого факта принижать нельзя. Обратившись к таким базовым астрологическим трактатам, как "Тетрабиблос" Птолемея или "Введение" Павла Александрийского, легко убедиться, какую важную роль в эллинистической астрологии играли понятия знаков равного восхождения, антисов и параллелей склонения; выделение знаков, созерцающих друг друга; деление знаков на командующие и подчиняющиеся... А ведь все эти вещи имеют смысл только в тропическом Зодиаке, поскольку они отсчитываются от осей равноденствий и солнцестояний!
Поэтому, что означают слова: "Во времена Птолемея сидерический Зодиак совпадал с тропическим"? Это никак не значит, что Птолемей и его современники считали, что существует два разных Зодиака. Для них существовала единая, целостная картина космоса, в которой Зодиак мог быть описан как сидерически, через звёзды и созвездия, так и тропически, через положение Солнца в разные времена года. Астрологи видели, что Солнце в весеннее равноденствие входит в созвездие Овна, и потому зодиакальный знак, начинающийся от Точки весеннего равноденствия, тоже называли Овном - и так далее. При этом, они как-то не особенно задумывались о том, что же будут делать астрологи последующих тысячелетий, когда созвездие Овна сместится относительно знака Овна. Главное, что в их эпоху такого смещения не было, и потому они выстроили свою астрологическую систему, исходя из зримого ими факта совпадения сидерической и тропической реальности. А вот в последующие века астрологам пришлось пересмотреть многие постулаты астрологической системы античных астрологов - и это совершенно правильно и закономерно. Тем, кто исходил из сидерического Зодиака, пришлось отказаться от всех астрологических техник, связанных с равноденствиями и солнцестояниями, разработав вместо них ряд других методов, результативных именно в сидерической системе. Тем же, кто положил в основу своего подхода тропический Зодиак, никто не мешал продолжать использовать все методы, базирующиеся на кардинальных точках, но им зато пришлось придумывать новые подходы к анализу неподвижных звёзд и т.п.
Поэтому многосотлетняя история Зодиака напоминает мне не менее масштабную историю дрейфа континентов. Представим себе, что некогда возник единый "континент" Зодиака, сочетавший в себе сидерические и тропические характеристики. Но потом появился всё увеличивающийся разлом, и вот два расходящихся "континента", Сидерический и Тропический, отправились каждый в своё плавание по Мировому океану. Со временем жизнь на этих материках стала всё больше и больше различаться. Одни "биологические виды" (астрологические методики) стали активно развиваться на Сидерическом континенте, тогда как на другом континенте они практически вымерли. И наоборот, природные условия Тропического континента дали жизнь новым астрологическим подходам, которые никак не могли бы "выжить" на Сидерическом материке.
Исходя из этой аналогии, как мы ответим на вопрос: "Какой Зодиак является правильным - сидерический или тропический?". Если говорить о нынешнем их существовании, то оба этих Зодиака "правильные" - но каждый для своих условий. Если же говорить об истоках системы Зодиака, то они восходят к древнему "праматерику", когда сидерическая и тропическая составляющая были объединены.
Какая система астрологии базируется на более достоверных основаниях - индийская или западная? Исходные основания у них были общие, но исторические условия, в которых они затем развивались независимо друг от друга, привели к тому, что на данный момент эти две системы сильно отличаются - и именно поэтому они обе продолжают хорошо работать. Вот если бы западная и индийская традиции до сих пор пользовались набором астрологических теорий, методов и подходов, абсолютно идентичным тому набору, который существовал в античности, но при этом делали бы расчёты каждая в своём Зодиаке, тогда можно было бы заподозрить какую-то из них (или обе) в неработоспособности. Но если обе системы, повинуясь законам естественного отбора, существенно видоизменились, то это показывает, что опыт многих поколений индийских и западных астрологов позволил им выявить те подходы, которые позволяют хорошо использовать возможности именно тропического или именно сидерического Зодиака.
Проявления Марса в этом знаке могут быть весьма разнообразными, в силу того что Рыбы – самый загадочный знак Зодиака. В нём тесно переплетается и добро, и зло. Влияние любой планеты, проходящей знак Рыб, неоднозначно, а в случае с Марсом даже позитивные аспекты не гарантируют покоя. В это время деятельность не затихает, она либо становится невидимой, либо истинные мотивы действий тщательно скрываются. То, что на поверхности, обычно не соответствует тому, что происходит на самом деле. Марс в знаке Рыб вызывает желание немедленно прийти на помощь тем, кто жалуется на свою судьбу, или к тем, кто кажется ему нуждающимся в помощи. Это не обязательно будут истинно нуждающиеся – Марс прямолинеен, за угол или в документы заглядывать не станет, что перед ним, то и истина. Пробудить жалость в нём можно также быстро, как и гнев, чем могут воспользоваться нечестные люди – например, многочисленные фальшивые сборщики пожертвований для нужд церкви, детей-сирот и т.п. В эти дни нередко устраивают благотворительные акции, например, сбор вещей для детских домов или нуждающихся. Если Марс в это время находится в Рыбах, люди особенно активно откликаются на призыв, но совершив акт милосердия, забывают об этом до следующего призыва или импульса. Так что Марс в Рыбах – это благотворительность на час, но несмотря на то, что помощь и будет одноразовой, она может быть весьма продуктивной и толковой, так как если Марс что-то делает, то от души, выкладываясь до конца. Вообще Марс не считает нужным что-либо скрывать, поэтому он может в силу своей открытости и прямолинейности, проходя по Рыбам, сделать видимым то, что скрывалось от чужих глаз. Хорошо, если это добрые дела, но чаще всего это не так. У каждого человека есть то, что он не хотел бы демонстрировать миру. Это период раздачи долгов, поэтому события, особенно негативные, которые происходят во время этого транзита, имеют давнюю историю и происходят неспроста. Обычно это расплата за прошлые грехи. В это время нередко происходят громкие разоблачения, становятся известными махинации, некоторые скандальные подробности чьей-то жизни. Но по большому счёту вскрывается только какая-то часть истины, так как Марс захватывает лишь то, что можно ухватить за один раз, от силы два, пока есть интерес. Глубоко и долго он копать не станет, поэтому некоторые скандалы в это время провоцируются намеренно, дабы скрыть истинное положение вещей. Хотя Марс может и случайно открыть не ту дверь и невольно показать, что за ней прячется. В это время не рекомендуется начинать какие-либо дела, если только они не связаны с делами, подконтрольными Рыбам. Дело будет продвигаться неравномерно – то затихать, то снова активизироваться и по большому счёту жить своей внутренней жизнью. В итоге его загубит нездоровая обстановка в коллективе, тайная «мышиная возня», непонятные ситуации, в которых вроде никто не виноват, а ущерб налицо, интриги и так далее. Негативные аспекты усиливают всё, что сказано выше, и придают событиям роковой характер. В эти дни можно столкнуться с обманом, завистью, наушничеством, проявлением враждебности, жестокости, происхождение которых не всегда понятны. Мотивы и поступки людей также непонятны и плохо поддаются анализу. Дела стопорятся, наталкиваются на невидимые препятствия. Активизируются грабители, мошенники, аферисты всех мастей. Возможны призывы к свержению власти и другие провокации.