Пятница, 15.11.2019, 15:52

Логин:
Пароль:

ВОПРОС МАСТЕРУ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Другие практики, техники, опыт » Аюрведа » Пища - это наше лекарство
Пища - это наше лекарство
WindblownДата: Понедельник, 05.12.2011, 20:51 | Сообщение # 1
МАСТЕР-УЧИТЕЛЬ РЕЙКИ
Группа: Администратор
Сообщений: 13101
Репутация: 1895
Статус: Offline
Пища - это наше лекарство


Вирья - это качества, которые характеризуют пищу. Слово вирйа в буквальном смысле означает "энергия". Каждая пища несет в себе помимо вкуса еще и энергию. То есть грубо говоря, это значит, что для того, чтобы переварить пищу нам нужна дополнительная энергия. Мы должны будем привлечь какие-то дополнительные ресурсы нашего тела. Вирья бывает либо холодная, либо горячая. Пища, которая требует дополнительного притока энергии, которую трудно переваривать, требует холодной вирьи. И наоборот, пища, которая сама стимулирует пищеварение и сама облегчает его, обладает горячей вирьей. Естественно, вирья непосредственно связана со вкусом. То есть если вкус, преобладающий в данной пище горячий, то вирья тоже будет горячей. В целом можно сказать, что горячей вирьей обладают такие вкусы, как острый, соленый и кислый, а холодной: сладкий, горький и вяжущий.

Когда говорится о вирье, это указывает на специфическое влияние данной пищи или данного лекарства на питту, потому что вирья оперирует двумя характеристиками, свойственными питте. Питта, как мы знаем, единственная доша, которая обладает горячими качествами. И поскольку вирья оперирует горячими и холодными качествами, это значит что данная пища будет либо подавлять питту, либо возбуждать. Также вирья обладает сушащим и увлажняющем эффектом, то есть какая-то пища высушивает, а какая-то увлажняет. Соответственно высушивает пища с острым и с вяжущим вкусами, а увлажняет - со сладким, соленым и кислым.

Третья категория, по которой определяется воздействие пищи - это випак, или послевкус. Иначе говоря, вкус - это тот эффект, который вызывает пища до переваривания. Вирья - это эффект, который оказывает пища в процессе переваривания, то есть в тот момент, когда начинает действовать питта, когда пища попадает в желудок. И випак - это эффект, который оказывает пища после переваривания. То есть пища оказывает эффект на трех стадиях переваривания: в начале переваривания, в середине и в конце. Первая стадия переваривания, начинается во рту и продолжается в желудке. Первое, что происходит с пищей, она увлажняется, и при этом преобладает сладкий вкус. Вторая стадия переваривания пищи происходит в желудке и в тонком кишечнике. Основной процесс, который при этом происходит -это разогревание, и в момент разогревания преобладает кислый вкус. То есть на начальных этапах переваривания пищи действует капха, в середине питта. Вторая стадия переваривания происходит в желудке и в толстом кишечнике, где происходит разогревание и высыхание пищи. Какой вкус при этом преобладает? Кислый. То есть на начальных этапах переваривания действует капха, на среднем питта, и, наконец, третья стадия переваривания происходит в толстом кишечнике и при этом разогретая и размягченная пища высыхает. В этот момент преобладает острый вкус и, соответственно, действует вата.

На третьем этапе, когда пища оказывает послевкус, начинает действовать випак. У каждого вкуса есть своя вирья и свой випак. Например, у сладкого вкуса холодная вирья и сладкий випак, то есть сладкий вкус перевариваясь порождает сладкий вкус. Кислый вкус имеет горячую вирью и кислый випак. После переваривания у него тоже кислый эффект. У соленого вкуса горячая вирья и сладкий випак. То есть соль, перевариваясь, оставляет сладкий эффект. Острый, горький и вяжущий вкусы имеют одинаковый випак - острый. Вирья у острого вкуса горячая, а у горького и вяжущего-холодная. На самом деле та удовлетворенность, которую мы испытываем от принятия пищи, исходит от випака. Тут опять же можно привести пример с ботвой редиски. Ботва редиски преимущественно горькая и вяжущая. У горького и вяжущего вкуса будет острый випак. И таким образом эффект, который будет оказывать этот випак на сознание человека - это злость. Поэтому у того, кто питается одной ботвой редиски, будет отсутствовать сладкий випак. Иначе говоря, он не будет испытывать удовлетворения от переваривания этих вкусов, и потому у человека естественно будет проявляться злость. Он будет ходить и всем проповедовать, что каждый должен есть ботву редиске. По крайней мере он должен есть ее с солью. Если он хотя бы посолит эту ботву, и то будет лучше. В действительности мы чувствуем, что если мы просто едим ботву редиски, ей невозможно насытиться. Мы можем есть ее сколько угодно, но насыщения не будет. Однако если мы просто посолим ее, то это окажет гораздо больший эффект насыщения. По крайней мере у человека будет удовлетворение от соленой пищи.

Например, листья одуванчика на самом деле горькие. Как правило, они горькие и потому приводят к горькому эффекту. Вот почему сахар и соль являются такими важными пищевыми добавками, просто их послевкус, или випак, приводит к удовлетворению. На самом деле, если человек целиком ограничит себя в сахаре и соли, то у него появиться раздражительность. То есть у него не будет удовлетворенности, которая приходит от этих трех вкусов.

Випак воздействует на больших промежутках времени, чем допустим, раса. Раса может быстро вывести из равновесия вату, питту или капху, а випак (это если мы систематически употребляем в пищу избыток какого-то одного випака), скажется через довольно длительное время. Особенно это относится к лекарствам. Поэтому говорится, что одни и те же лекарства, даже если они очень хорошие нельзя употреблять в течение долгого времени. Так или иначе эффект будет отрицательный, потому что в конце концов випак сильно возбудит какую-нибудь дошу.

Теперь можно рассказать о прабхаве, потому что прабхава - это те уникальные качества пищи, которые не укладываются в вышеописанную систему. Это общая характеристика пищи или общая характеристика каждого лекарства. У каждого лекарства есть свои уникальные качества, которые никак не находят своего отражения в этой системе. Например, есть лекарства, которые будут иметь слабительный эффект, но мы не можем вывести это из вкуса, вирьи или випака данного лекарства. Просто у него такой эффект. Это и есть прабхава данного качества, продукта или лекарства. И именно ее приводят при описании лекарства. Когда говорится об аюрведических лекарствах, то указывается на какой орган они действуют и их прабхава, то есть какие болезни данное лекарство лечит. В основном прабхава относится к лекарствам, хотя иногда у некоторых видов пищи также есть определенная прабхава. Мы можем рассмотреть несколько примеров. Шрила Прабхупада говорил, что для здоровья Бог дал нам две вещи - это лимон и имбирь. Он говорил, что эти две вещи, практически, не имеют никаких отрицательных эффектов, но на самом деле в избытке любой вкус может иметь отрицательный эффект. В "Аюр-веде" есть целые книги, прославляющие целебные свойства лимона. Там перечисляются болезни и различные лекарства из лимонов и как их использовать. Уникальность этих лекарств в том, что у лимонов сочетаются кислая и горькая расы, но випак у них при этом холодный, поскольку преобладает горький вкус. У кислого вкуса вирья горячая, а у горького - холодная. Но в целом у лимонов холодная вирья и сладкий випак. Таково уникальное качество, прабхава, лимонов. Хотя обычно у горького вкуса острый вапак, а у кислого кислый, тем не менее у лимонов випак сладкий, поэтому лимоны дают удовлетворение. Уникальность лимонов состоит в том, что они не выводят из равновесия никакие доши, оказывая при этом на все доши хороший успокаивающий эффект. Благодаря своему горькому вкусу лимоны взбадривают и тонизируют тело, а также успокаивают капху, а благодаря кислому вкусу, они улучшают пищеварение, возбуждают аппетит и подавляют вату. Благодаря своим холодным качествам, они успокаивают питту и оказывают успокаивающий эффект даже несмотря на то, что они кислые. В принципе, эту кислоту можно употреблять при болезнях питты, потому что она не возбуждает питту. И благодаря сладкому випаку, они приносят удовлетворение и помогают питательности тканей. Также грейпфруты очень полезные для очищения тела, потому что они горькие. Грейпфрут сочетает в себе кислый, сладкий и горький вкусы. Очень полезная вещь. Такие фрукты очень полезны для ваты, менее для питты и капхи. Хотя и для капхи это тоже хорошо.

Еще одно очень хорошее средство - аир горький, который прописывают всем без исключения. Итак, по вкусу он острый, горький и вяжущий. По вирье, эффекту энергии, он согревающий, то есть способствует пищеварению. И по послевкусу, випаку-острый. Поэтому он очень полезен для людей с конституцией вата и капха, но тем, у кого конституция питта нужно быть с ним осторожными. Специфические качества (прабхава) аира в том, что он оказывает стимулирующее воздействие, омолаживает и положительно влияет на нервную систему. Хотя его основная прабхава в том, что он восстанавливает голос, дает человеку способность хорошо говорить, то есть развивает красноречие. Поэтому его прописывают при простудах, кашле, астме, артрите, эпилепсии, потере памяти, глухоте, истерии и невролгии.

Теперь рассмотрим качества имбиря. По вкусу он острый и сладкий. По энергии-согревающий, и по послевкусу, сладкий. Лучше всего он подходит людям конституции вата и капха, а людям с конституцией питта нужно употреблять его более осмотрительно. Его преимущество в том, что он воздействует на все ткани организма. Мы еще не описывали аюрведическую систему тканей. Говорится, что каждое лекарство имеет определенные цели в организме и предназначено для оказания влияния на определенные ткани. Однако есть некоторые уникальные вещества, которые доходят до всех тканей. Поэтому в "Аюр-веде", когда прописывается лекарство, вместе с лекарством прописывается и носитель. Носитель - это то самое вещество, которое имеет адресат и приводит данное лекарство к нужной ткани, усиливая тем самым воздействие лекарства на конкретную ткань при конкретной болезни. Чаще всего эти носители бывают общего назначения, то есть они должны довести действие лекарства до всех тканей. В "Аюр-веде" в качестве такого носителя используется имбирь. Говорится, что мы должны принимать то или иное лекарство и при этом заедать его имбирем и имбирь донесет это лекарство до всех тканей. Другими такими носителями являются ги, молоко и мед, но чаще мед и ги. Прежде всего, имбирь стимулирует и облегчает переваривание пищи, а также хорошо воздействует на дыхательные пути при респираторных заболеваниях. Также он облегчает работу кишечника, обладает обезболивающими свойствами.

Каждый из шести вкусов соответствует шести формам запаха. Запахи тоже бывают разными, бывает сладкий запах, вяжущий. Просто наш нос не очень хорошо развит, поэтому "Аюр-веда" не придает большого значения запахам. Но у пищи есть запах. У запаха есть те же самые категории, что и у пищи: есть острый запах, кислый запах. Но это не так важно.

Вкус влияет на характер человека. Если человек любит сладкий вкус, то, как правило, он всегда удовлетворен и чаще всего ленив. Он добрый, миролюбивый, но при этом ленивый и неподвижный. На самом деле в "Аюр-веде" есть целый раздел, где описывается как человек привязывается к различным вкусам. Говорится, что больше всего человек может привязаться с сладкому вкусу. Как сказано в Аюр-веде", самая большая сладость - это спирт и алкоголь. Вся квитэсенция сладкого вкуса находится в спирте. Поэтому он способен порабощать человека. Человек очень привязывается к этому. Тот, кто напивается, сразу же становится очень добрым, любвиобильным. Алкоголь сладкий и кислый одновременно. Из-за большой кислоты алкоголь полностью разрушает печень, очень сильно возбуждает вату, а сладость, которую он ощущает, создает некую эфемерную видимость удовлетворения.

В "Аюр-веде" говорится, против какой болезни и как нужно употреблять лимон. Кислый вкус облегчает отделение продуктов распада, поэтому если человек страдает запорами, то ему нужно пить по утрам воду с лимонным соком. Эта вода с лимоном будет способствовать очищению кишечника и удалению оттуда продуктов распада. Однако лимон не рекомендуют употреблять при пониженном давлении, потому что кислый вкус разжижает, от чего давление может понизиться еще сильнее. Но в целом это очень полезная вещь и если он постоянно присутствует в нашей рационе, то это обеспечит наше здоровье. Есть такая интересная история про одного врача. Был молодой врач, который только закончил аюрведическую школу и вот к нему обратился другой старый врач. "Поехали», - говорит,- “ко мне”. У меня хорошая аюрведическая практика и ты будешь моим приемником". И вот они стали все ближе и ближе подъезжать к деревне, в которой жил старый врач, и молодой врач увидел на горизонте нечто зеленое. Он присмотрелся внимательней и в его сердце закрались подозрения. А когда они уже совсем близко подъехали, он закричал на старого врача: "Ах ты обманщик, куда ты меня привез? Зачем ты меня сюда взял?" Старый врач ничего не понял и спросил: "О чем ты говоришь?" Молодой врач стал возмущаться: "Эта деревня находится в лимонной роще, значит эти люди едят много лимонов и потому никогда не болеют. Зачем ты меня сюда привез? Кого я тут буду лечить?" И тогда старый врач улыбнулся и сказал: "Хотя они и едят много лимонов, они едят эти лимоны с косточками, а лимонные косточки считаются очень ядовитыми и являются источником многих болезней. Так что не волнуйся, они тут тоже болеют". Таким образом, если делается какой-то лимонный сок или напиток ни в коем случае нельзя, чтобы туда попадали косточки. Также нельзя есть лимоны с косточками.

Сладкий вкус питает человека, дает ему возможность наращивать ткани и жиры, то есть он питает ткани. Также он дает жизненные силы, энергию, освежает горло, рот и способствует восстановлению веса. Кислый вкус возбуждает огонь пищеварения, способствует увеличению веса, освежает органы чувств, улучшает слюноотделение и обладает питательными качествами, рассеивает газы. Соленый вкус улучшает пищеварение, увлажняет, сжигает огонь пищеварения, успокаивает, расслабляет, забивает другие вкусы, смягчает органы тела и придает пище вкус. Острый вкус очищает рот, очищает пищу, стимулирует секрецию, помогает при болезнях капхи, при ожирении, способствует потоотделению, убивает бактерии. Горький вкус освежает чувство вкуса, очищает организм от токсинов, обладает бактерицидными качествами, рассасывает воспалительные процессы, делает кожу и мускулы упругими, облегчает переваривание токсинов и устраняет излишки жира. И наконец, вяжущий вкус успокаивает, останавливает понос, способствует заживлению ран, закрывает каналы, помогает всасыванию жидкостей и сворачиванию крови.

Все эти вкусы должны присутствовать в нашей пище в разных пропорциях. Больше всего должно быть сладкого вкуса, чуть меньше - кислого и соленого, и в небольших количествах острого, горького и вяжущего. То есть идеальная диета должна состоять из сладких продуктов. Хотя в большинстве своем все продукты и так являются сладкими.

Мед - очень хороший продукт, но на людей с разной конституцией он оказывает разное влияние. Питта и капха, например, должны избегать мед, а вата может есть его сколько угодно. Хуже всего мед сказывается на капху, так как он очень сладкий, но в небольших количествах он полезен для всех. Особенно если учесть, что он обладает свойством доносить действие лекарства до всех тканей организма. Очень многие аюрведические лекарства прописываются вместе с медом. Одна - две ложки меда в день будет полезно для каждого. Если мед годовой давности, то он больше не обладает возбуждающими свойствами. Прабхава возбуждать сексуальные желания присуща только сравнительно свежему меду. В старом меде годовой давности ее нет. Считается, что самый лучший мед-это мед шестилетней давности. Он так же как и ги имеет лекарственные свойства. В "Аюр-веде" есть специальная категория лекарств, которые делаются на топленом масле, на ги. Говорится, что топленое масло столетней давности может излечить любые болезни. Но даже топленое масло годовой давности обладает целебными свойствами. Ги, кстати, тоже имеет сладкий вкус, поэтому люди так привязаны к ги. Топленое масло и мед являются носителями лекарств, но в "Аюр-веде" говорится, что если топленое масло и мед находятся в равных пропорциях, то они становятся ядовитыми. Если мы берем одну чайную ложку меда и одну чайную ложку масла и смешиваем их вместе, то это яд и его нельзя есть. Но это сочетание может быть хорошим, если одного как минимум в два раза больше, чем другого. Например, две чайные ложки меда и одна чайная ложка масла - это хорошее сочетание. Если вам прописывается такой мощный носитель, то нужно всегда следить за тем, чтобы одного было как минимум в два раза больше, чем другого.

Молоко холодное по вирье, сладкое по расе и сладкое по випаку. Но вирья у него очень холодная. Поэтому ни в коем случае нельзя пить холодное молоко. Оно обязательно должно быть горячим, иначе потребуется слишком много энергии для его переваривания. Молоко-это сама капха, и поскольку в нем очень много слизи, в него нужно обязательно добавлять пряности, например, кардамон, корицу, имбирь или куркуму. Эти пряности снимут отрицательный эффект и таким образом сделают молоко очень легким для переваривания. Самая идеальная пряность для молока-это шафран. Шафран делает молоко очень легким и тогда оно почти мгновенно усваивается. Это идеальное сочетание. Само по себе без пряностей молоко очень тяжелое. Поскольку люди пьют холодное молоко, это очень сильно возбуждает капху, и они часто страдают простудными заболеваниями. Многие считают, что его вообще нельзя пить, но они просто не знают, как его нужно пить. На самом деле его можно и даже нужно пить, потому что оно способствует развитию тонких тканей мозга, но его нужно пить обязательно горячим и обязательно с пряностями, как минимум с кардамоном. Может, вы заметили, что стоит только добавить корицу, как тут же вся слизь в молоке оседает на дно, и оно легко усваивается. Молоко само по себе сладкое, но если его немного подсладить, то оно лучше усваивается. Но лучше вместо белого сахара использовать мед. Молоко кипятят для того, чтобы облегчить его переваривание. Другой способ, как можно пить молоко-это пить парное молоко. Если оно только-только из-под коровы, то это тоже очень хорошо. Однако если молоко немного постояло, то его обязательно нужно кипятить. Другой момент, касающийся молока: его нужно пить сразу. То есть его можно разогревать, но нельзя кипятить во второй раз. Молоко, вскипяченное во второй раз, считается нехорошим. Если у вас осталось вчерашнее молоко, то сначала его нужно подогреть и только потом пить. Но ни в коем случае не кипятить. Это насыщает молоко воздухом, а также способствует его быстрому перевариванию. Это тоже один из способов: рекомендуется несколько раз попереливать его из одной чашки в другую и тогда оно становится легким.

Фруктовый сахар тоже хороший. Очищенный сахар, кроме сладкого вкуса не приносит больше никакой пользы. Хороший сахар- это гур, неочищенный коричневый сахар. Он часто встречается в Индии. У нас он практически недоступен. На западе его обычно продают в диетических магазинах. Наш рафинированный сахар только возбуждает капху и не дает ничего полезного. К тому же в избытке сладкий вкус приводит к загрязнению крови и к накоплению токсинов в крови. Это основной источник токсинов. Как правило, мы не успеваем переваривать все излишки сладкого и в результате загрязняется кровь, что является причиной многих других болезней, начиная с диабета.

Говорят, что нет ничего вкуснее свежего гура. У этого сахара действительно есть вкус. Если мы сравним его с рафинированным сахаром, то рафинированный сахар покажется нам неизвестно чем. Кстати, гур также является носителем многих лекарственных веществ.

Почему нельзя есть йогурт и другие кислые продукты на ночь, потому что кислые продукты очень разжижают жидкости в организме, и брахмачари легко теряют из-за этого семя. В любом случае это очень плохо, поскольку, как мы знаем, у кислого вкуса горячая вирья и это оказывает на человек возбуждающий эффект. Перед сном человек должен немного охладиться, а кислый вкус только возбудит его, и вместо того, чтобы спать, человек начинает заниматься неизвестно чем. Это может иметь какой-то слабительный эффект, но это не значит, что у кислого вкуса нет отрицательного эффекта.

Считается, что йогурт-это такой продукт, к которому нужно относится с осторожностью. Йогурт очень полезен, если знать как его употреблять. В силу его тяжести, в нем присутствует и холод и тепло. Так как он кислый он дает жар, хотя по своей природе он холодный. И эти два качества делают его тяжелым для переваривания. Но если его разбавить водой и как следует взбить, то он превращается в пахту, а пахта обладает очень целебными качествами. Говорится, что пахта может излечить очень многие болезни. За каждым обедом рекомендуется выпивать по стакану пахты. Это восстанавливает пищеварение, помогает переваривать практически любую пищу и дает человеку силы. Говорится, что эта пища была принесена к нам с райских планет и ее очень легко приготовить.
 
Форум » Другие практики, техники, опыт » Аюрведа » Пища - это наше лекарство
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: