Пятница, 24.01.2020, 06:10

Логин:
Пароль:

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Другие практики, техники, опыт » Аюрведа » О некоторых правилах питания
О некоторых правилах питания
WindblownДата: Понедельник, 05.12.2011, 21:33 | Сообщение # 1
МАСТЕР-УЧИТЕЛЬ РЕЙКИ
Группа: Администратор
Сообщений: 13193
Репутация: 2009
Статус: Offline
О некоторых правилах питания


В соответствии в "Аюр-ведой" пища делится на легкую и тяжелую. В зависимости от состояния человека и от его конституции, ему рекомендуется либо легкая, либо тяжелая пища. Это не то что тяжелая всегда плохо, а легкая всегда хорошо. Например, для людей с конституцией вата, тяжелая пища - это неплохо, потому что она позволяет понизить их вату и привести ее в равновесие. К легкой пище относится рис, фрукты по сезону. На самом деле большая часть пищи сама по себе является тяжелой, но ее можно сделать легкой в процессе приготовления. Например, сырые овощи, как правило, относятся к тяжелой пище. Их трудно переваривать. Но если те же самые овощи сварить, то они становятся легче, а если туда правильно добавить пряности, то тогда они становятся еще легче для переваривания. Рис считается легким и хорошо усваиваемым продуктом. Так же он очень хорош для ума. Но пшеница, в противовес рису, более тяжелая, поэтому рис рекомендуется для людей с конституцией питта и капха, а пшеница - для людей с конституцией вата. К очень тяжелой пище относится молоко. Но хотя оно тяжелое, его можно сделать легким. Все виды бобовых также относятся к тяжелой пище. Чтобы бобовые сделать легче, в них нужно класть по больше куркумы, потому что без куркумы варенные бобовые очень сильно отравляют и загрязняют кровь. Сырые овощи и фрукты также относятся к тяжелой пище. В целом сырая пища более тяжелая, чем вареная. Кроме того, несвежая пища также становится тяжелой, даже если сначала она была легкой. Поэтому людям, которые страдают проблемами пищеварения, "Аюр-веда" рекомендует есть только свежую пищу.

Теперь несколько общих правил. Никогда нельзя есть одновременно легкую и тяжелую пищу. Легкая и тяжелая пища очень плохо сочетаются друг с другом. "Аюр-веда" не приводит на этот счет много запрещенных сочетаний, но если говорить в целом, то нельзя сочетать очень горячую пищу с очень холодной или очень острую пищу с холодной, например, какую-нибудь мексиканскую пищу, от которой все во рту горит, с мороженым. Для людей, которые занимаются сидячим трудом, как большинство из нас, пища должна быть в основном легкой. Поскольку мы не занимаемся физическим трудом, у нас понижена способность к пищеварению. Человек будет очень сильно страдать, если он регулярно употребляет только тяжелую пищу, потому что без физических упражнений он просто не сможет ее переварить.

Интересно упомянуть о том, как "Аюр-веда" относится к луку и чесноку. "Аюр-веда", как и все остальные писания имеет двойственное отношение к этим продуктам. С одной стороны лук и чеснок обладают многими лекарственными свойствами и есть определенные аюрведические методы лечения болезней, основанные на луке и чесноке, но при этом в ней сказано, что люди, которые занимаются йогой не должны употреблять эти продукты ни в каком виде. Каким-то образом лук и чеснок очень плохо воздействуют на сознание и закрепляют его на теле. Наше сознание и так очень сильно сосредоточено на теле, а лук и чеснок еще больше способствуют этому. Поэтому употреблять лук и чеснок категорически запрещено тем, кто практикует какие-либо формы йоги. И вообще, ничего хорошего в них нет.

Вата может употреблять большую часть фруктов, поскольку они гармонизуют, очищают и увеличивают количество жидкостей в организме. Главным исключением из этого правила являются сухофрукты, которые сушат организм и способствуют формированию газов. Они ватогенные и вата должна их полностью избегать. Однако, как правило, фрукты - слишком легкий продукт, чтобы действительно понизить вышедшую из равновесия высокую вату. Для людей с конституцией вата их нужно употреблять в умеренных количествах, и желательно по сезону. Также для ваты не желательно смешивать фрукты с другими типами пищи. Люди с конституцией вата не должны жить только на фруктовой диете, за исключением тех случаев, если они живут на Гаваях. Все фрукты содержат завышенный процент элемента эфира. Они увеличивают легкость ваты и мешают людям с этой конституцией развить свою силу воли и т.д. Для ваты к категории положительных фруктов, но которые не очень хорошо действуют на нее, относятся апельсины, бананы, груши, приготовленные яблоки, персики, сливы, абрикосы и гранаты. Более положительный эффект на вату оказывают лимоны, грейпфруты, сладкие сливы, или вымоченный чернослив, черешня, виноград, клубника, малина, ананасы, папайя, манго, финики, инжир. Далее, фрукты, которые запрещены для ваты - это свежие яблоки. Яблоки влияют на вату не очень хорошо, но и не очень плохо.

Любое расстройство так или иначе связано с дошами. Это особая вещь. На самом деле даже проявления врожденных болезней можно сделать с помощью диеты менее активным. Диета может помочь человеку избавиться даже от врожденных заболеваний, или хотя бы если не избавиться, то по крайней мере довести их до терпимого уровня. Диета для людей с двойным типом дош примерно такая. Например, если у вас конституция вата-питта и сейчас лето, а лето относится к категории питта, то летом вам нужно придерживаться диеты анти-питты. И наоборот, если это зима или осень, когда сильно возбуждается вата, то для человека с такой конституцией желательно придерживаться диеты анти-вата. То есть диета зависит от времени года, места и от индивидуального состояния человека.

В целом на вату хорошо влияет тяжелая пища, но поскольку у ваты довольно слабый огонь пищеварения, ей бывает трудно справиться с перевариванием такой пищи. Пища может быть тяжелой, но она не должна перегружать огонь пищеварения. Если огонь пищеварения слишком снижен, то для ваты лучше всего придерживаться более легкой диеты. Молочная каша - это очень тяжелая пища. Особенно если туда добавить сахар, она вообще становится очень тяжелой. А если при этом не будет никаких острых специй, стимулирующих огонь пищеварения, то не удивительно, что вату сразу же начнет клонить в сон. Говорится, что основной прием пищи должен приходиться где-то на двенадцать часов - час, самое позднее на два часа дня, потому что в этот момент солнце находится в зените и оно очень жаркое, а, как известно, солнце непосредственно связано с процессом пищеварения. Солнце облегчает процесс пищеварения. Утренний завтрак для ваты должен быть легким.

Большая часть растительных масел (к ним относится также ги) благоприятно действует на вату. Масло, будучи по своей природе горячим и влажным, является основным ингридиентом в пище, который помогает снизить высокую вату, потому что оно обладает целиком противоположными качествами по сравнению с качествами ваты. С другой стороны, масло очень трудно переваривать, поэтому в некоторых случаях их лучше применять внешне, то есть во время массажа. Люди с конституцией вата легче принимают масла через кожу. Большая часть растительных масел легкая, и потому они в меньшей степени понижают вату, чем ги, топленое масло, а также кунжутное масло". И опять, в категории положительных масел первым стоит кокосовое масло, горчичное масло, арахисовое масло. Вторым - миндалевое масло, оливковое масло, авакадовое масло и сливочное масло. Лучше всего для ваты кунжутное масло и ги, то есть чистое топленое масло. Вата должна избегать подсолнечное масло, соевое масло, маргарин и кукурузное масло. Это все относится к первой категории, то есть они плохие, но не очень. Во второй и третьей категории ничего нет, то есть нет таких масел, которые влияют на вату совсем плохо. Из растительных масел полноценными маслами являются масла холодного давления. Масла горячего давления не очень хорошие. Для массажа рекомендуются исключительно масла холодного давления. Особенно сезамовое масло.

Чем определяется наш вкус? Иногда человек узнает, что он был привязан к тем вещам, которые ему целиком противопоказаны. Этот феномен описан в "Аюр-веде", где сказано, что, как правило, люди той или иной конституции склонны употреблять именно ту пищу, которая возбуждает их конституцию. Например, люди конституции капха склонны к употреблению тяжелой пищи. При этом они все распухают, распухают и становятся как три толстяка. Люди с конституцией питта очень часто склонны к острой пище, им нравится острая пища. И точно так же люди с конституцией вата очень часто привязаны к сладкой пище или фруктам или к сырым овощам и салатам. Чисто психологически это объясняется тем, что пища той же самой конституции, что и доша приводит к опьянению человека. Она как бы убеждает человека в правильности его собственных отклонений. Как, например, человек с конституцией капха будет любить жирную пищу и эта пища будет действовать на него как наркотик. Точно так же человек с конституцией питта будет любить острую пищу, поскольку она дает ему больше энергии и он становится еще более грубым и раздраженным. То есть такая пища будет усиливать именно те качества, которые уже есть у человека, и поскольку он считает, что в этих качествах нет ничего плохого, он будет любить эту пищу. Вместо того, чтобы улучшить свои привычки с помощью правильно сбалансированной диеты, он будет еще больше привязываться к таким запрещенным ему продуктам. Да, мы можем доверять своему организму, но в то же время нам нужно понять, что мы находимся в невежестве. Только когда человек, идя по духовному пути, немного просветлится, он начинает понимать, что все это влияние дош, все это плохо, поэтому нужно учиться балансировать свои привычки.

"Аюр-веда" практически полностью запрещает мясную пищу, но в Ведах делается уступка для людей, привязанных мясной пище. "Аюр-веда" тоже рассматривает различные категории мясной пищи, и описывает, что плохо, а что xoрошо. Но строго говоря, "Аюр-веда" целиком отстаивает вегетарианство. По крайней мере она просит не есть коров и свиней, потому что это очень плохо. Потому что свиньи - это очень грязное животное. Мясо свиньи очень плохо сказывается на сознании. "Аюр-веда" говорит, что более-менее нормальными качествами обладает только мясо диких животных, убитых на охоте. Это как раз то, что позволялось в ведические времена. Таков недостаток всех аюрведических книг. Все они в конце концов идут на компромиссы и часто смакуют эти детали. Однако, если взять чисто классические аюрведические тексты, то там очень строго говорится, что мясо есть нельзя.

Психические заболевания непосредственно связаны с чрезмерным избытком токсинов в организме, но прежде всего они связаны с расстройством ваты, когда ядовитая вата поднимается в мозг и отравляет его. Это во-первых, а во-вторых, она делает человека более уязвимым для различных тонких живых существ, которые могут в него вселиться, а причина, которой это приписывается-запор. То есть если у человека хронический запор, то в организме накапливается вата, затем она поднимается в мозг и отравляет его. Как правило, люди больные шизофренией и другими опасными психическими заболеваниями начинают очень безобидно. Все начинается с обычного запора. Конечно, это слишком упрощенное описание. В "Аюр-веде" есть целый раздел, который посвящен описанию психических заболеваний.

Если питта выведена из равновесия, то вместо того, чтобы переваривать пищу, она распространяется по всему телу и вылазит у людей в виде прыщей на коже и в виде еще каких-то воспалительных процессов. Более того, она имеет тенденцию быстро выходить из равновесия, и вместо того, чтобы выполнять свою функцию, она начинает доставлять проблемы. Любая доша, которая выходит из равновесия, по сути, становится ядовитой и начинает мешать человеку. Например, вата как прана, жизненная энергия, дает человеку жизнь, но если она выходит из равновесия, то начинает создавать нам проблемы. Точно также питта у людей с такой же конституцией очень легко выходит из равновесия и становится источником проблем. При этом они могут чувствовать жар во всем теле, но только не в желудке. Просто огонь вместо того, чтобы поместиться в желудок распределяется по всей коже. Для этого есть один простой аюрведический способ. Если у вас случается такое расстройство, джатар-агни, или расстройство агни, который переваривает пищу, то вы должны понемногу пить горячую воду. Вы должны взять термос, залить туда горячей воды и в течение всего дня пить ее по одному глотку. Тогда выведенный из равновесия огонь опять сконцентрируется в желудке.

В принципе, все эти вещи-это относительные истины и иногда их бывает очень трудно совместить. Иногда одна истина вступает в противоречие с другой. Человек должен иметь голову на плечах, приспосабливаться и смотреть, что для него лучше. Тут нельзя быть фанатиком и соблюдать все правила. В любом случае регулярность это хорошо. Но если у человека полностью отсутствует аппетит, а он все равно будет заставлять себя есть, то это ни к чему хорошему не приведет. Садхака-питта это самая тонкая форма проявления питты. Этот огонь в основном находится в сердце и он также проявляется в мозгу. Именно он позволяет человеку отличить хорошее от плохого. Любой огонь все делит, например, огонь в желудке. Мы посылаем туда какую-то кашу, а он уже раскладывает там все по полочкам. И точно такую же функцию выполняет этот садхака-агни в уме. Другая его функция-уничтожать умственную аму. Как уже упоминалось, есть телесная ама, телесные токсины. И точно так же плохие эмоции, накапливаясь у нас в уме, создают умственную аму. На самом деле умственная ама, отрицательные эмоции, даже хуже, чем обычная ама.
 
омелаДата: Среда, 20.02.2013, 13:43 | Сообщение # 2
Эксперт
Группа: Ученик Усуи Рейки
Сообщений: 923
Репутация: 146
Статус: Offline
Windblown, Игорь .благодарю. за материал!!! 004 Удивлена насчет чеснока...
Цитата (Windblown)
На самом деле умственная ама, отрицательные эмоции, даже хуже, чем обычная ама.
004


Жизнь есть только там, где есть любовь
 
омелаДата: Среда, 20.02.2013, 13:47 | Сообщение # 3
Эксперт
Группа: Ученик Усуи Рейки
Сообщений: 923
Репутация: 146
Статус: Offline
Ещё три тысячи лет назад восточные целители заметили, что разные продукты по-разному воздействую на организм человека в зависимости от времени года. В результате многовековых наблюдений появилась фундаментальная система сезонного питания, в основе которой лежит классификация вкусов. Можно сказать, что это одна из первых научных диет. И современная медицина часто подтверждает многое из того, что было известно с давних пор восточным медикам (например, тот факт, что вес можно регулировать употреблением сладкого).

Сторонники системы сезонного питания не делят продукты на «полезные» и «вредные» – просто любой продукт в зависимости от времени года может стимулировать работу тех или иных органов или, наоборот, тормозить её. Поэтому в разные времена года следует питаться по-разному – и в этом случае пища будет приносить пользу и даже являться лекарством.

Восточные мудрецы поделили год не на четыре, а на пять сезонов: к привычным для нас четырём сезонам они добавили межсезонье – особый переходный период между зимой и весной, весной и летом, летом и осенью, осенью и зимой. Каждому из этих пяти сезонов соответствует свой вкус. Основной вкус зимы – солёный. Для весны главным вкусом становится кислый. Лето – сезон горького вкуса. Осенью нужно больше есть продуктов с острым вкусом. А межсезонье – это возможность без вреда здоровью есть сладкое.

Вот, например (с точки зрения индийцев), до 18 февраля идёт зимне-весеннее межсезонье, и основным вкусом должен быть сладкий. Восточные целители считают, что если в этот период есть больше мёда и сахара, свежих фруктов и говядины, то это будет очень полезно для здоровья. Считается, что «нежные» сладости – торты, пирожные, зефир, мармелад, пастила и сладкие каши – в этот период не отложатся на талии и чуть ниже в виде жировых валиков. Разумеется, если вы при этом не едите это всё килограммами! Кстати, нормальным количеством еды за один раз в Аюрведе считается то количество еды, которое может уместиться в двух ладонях – не больше! Это так, для справки… Дополняющим вкусом в межсезонье является горький – это пшено, баранина, сухофрукты. Солёные и острые продукты следует употреблять в очень небольших количествах, а кислые исключить вовсе.

Весна по восточным учениям начинается с 19 февраля и длится по 21 апреля. И вот на особенностях диеты в этот период следует остановиться подробнее. Считается, что в этот период наиболее полезной пищей являются продукты кислого вкуса. Это квашеная капуста, лимоны, всевозможные солянки, щи, кисломолочные продукты (творог, кефир, ряженка, простокваша). Для приготовления блюд из мяса лучше всего использовать курицу, индейку, утку. Очень полезна в этот период печень – свиная, говяжья, куриная. Что же касается злаков, то лучше всего использовать продукты из ржи и пшеницы – всевозможная выпечка, макароны, а также ржаной квас. Также полезны в весенний сезон корнеплоды – морковь, свёкла, сельдерей – и семечки и орехи.

В период с 21 марта по 21 апреля рекомендуется перейти на вегетарианский стол. В это время нужно есть кислые овощные супы, рыбу под лимонным соусом, зелень. Дополнительным вкусом в весенний сезон может стать солёный. Это всевозможные разносолы – огурцы, помидоры, кабачки, патиссоны, грибы, которые следует употреблять в меньших количествах, чем в зимний период. А вот продукты острого вкуса – пророщенные лук и чеснок, пророщенные зёрна риса и пшеницы, а также острые соусы – в это период находятся под строжайшим запретом.

Вам это ничего не напоминает? Ну конечно, это же аналог Великого Поста! Пусть с небольшими различиями в датах, но общая картина вырисовывается достаточно ясно. Это лишний раз говорит о том, что наши предки были намного мудрее нас, и современному человеку, вооружённому последними достижениями науки и техники, приходится признать, что почти все «открытия» всего лишь являются подтверждениями тысячелетних истин. По крайней мере, в том, что касается питания.

Например, как, если не рекомендацией максимально витаминизироваться в холодный период, можно назвать русское зимнее меню, состоящее из кислой капусты, наваристых солянок и щей и всех видов печени? Ведь именно печень – а не фрукты, как считается обычно! – в период весеннего авитаминоза придаёт силы организму. Всё верно – какие витамины могут остаться во фруктах после длительного хранения… Зато квашёная капуста бьёт все рекорды по содержанию витамина С. А кроме того, в ней также есть витамины К, В1, В2, В6, В12, целый ряд минеральных веществ и органических кислот. Вот вам и готовый «антигриппин»!

Или, скажем, употребление специй и трав, обладающих согревающим эффектом? Ведь, заварив чашку имбирного напитка, можно прогнать простуду за один день! Список таких согревающих трав довольно внушителен. Анис, кожура апельсина, бадьян, базилик, барбарис, гвоздика, душица, кардамон, кинза, корица, красный перец, кунжут, куркума, лавровый лист, лук, семя льна, маковое семя, семечки тыквы, миндаль, мускатный орех, паприка, петрушка, чай мате, розмарин, тмин, хрен, чеснок, чёрный перец, шалфей, шиповник, эвкалипт, эстрагон. Заметили? Все эти травы и семена широко используются и в нашей народной медицине и именно при простудных заболеваниях, различных болезнях горла и пониженном иммунитете. И всевозможные пунши, гроги и глинтвейны обязательно содержат хотя бы парочку специй из этого списка. Но, пожалуй, самыми «горячими» из всех специй являются мёд, мята и имбирь. О полезных свойствах мёда знают все, а вот то, что мята – такая прохладная – тоже имеет свойство разогревать, мало кто догадывается. А сила воздействия имбиря настолько мощная, что беременным и кормящим мамочкам категорически запрещено его употреблять.

Восточные целители рекомендуют начинать день с каши. Это может быть кукурузная, ячменная каша или особое блюдо под названием кичари. Это смесь риса с машем (иногда произносится «меш») и специями. На 4-5 порций нам понадобится:

1 стак. маша
1 стак. риса
1 ст.л. свежего имбиря
1 горсть листьев кинзы
½ стак. воды
¼ ч.л. корицы
5 стручков кардамона
3 целых гвоздики
10 горошин чёрного перца
3 лавровых листа
¼ ч.л. куркумы
¼ ч.л. соли
6 стак. воды
3 ст.л. топлёного масла

Зелёный маш лучше предварительно замочить на ночь. Рис промыть до прозрачности воды. Смолоть в блендере мелко нарезанный имбирь и кинзу с ½ стакана воды до жидкой кашицы. Положить в большую кастрюлю топлёное масло, разогреть на среднем огне, добавить корицу, кардамон, гвоздику, горошины перца и лавровый лист и пассеровать до появления аромата. Добавить к специям содержимое блендера, куркуму и соль. Помешивая, пассеровать смесь до светло-коричневого цвета. Добавить рис и маш, перемешать. Влить 6 стаканов воды, закрыть крышкой, довести до кипения и варить 5 минут. Затем уменьшить огонь до минимума. Крышку кастрюли слегка приоткрыть и варить примерно 25-30 минут, пока рис и маш не станут мягкими. Можно заменить маш чечевицей.

Через час после завтрака Аюрведа советует выпить особым образом приготовленныйсогревающий чай. Рецепт его такой:

1 щепотка гвоздики
½ ч.л. корицы
½ ч.л. порошка имбиря

Все ингредиенты хорошо перемешать, залить стаканом воды и кипятить 5 минут. Процедить. Этот напиток дает организму тепло, улучшает кровообращение и заряжает энергией на весь день.

На обед можно съесть тушёные или приготовленные на пару овощи, мясо и немного хлеба из муки грубого помола. Совсем не лишними будут щи из кислой капусты, наваристый рассольник, солянка из субпродуктов или айнтопф. У этого блюда интересная история. В средние века в Центральной и Северной Европе был распространён такой способ приготовления пищи: в кухне над очагом постоянно висел большой котёл. С утра и в течение всего дня в него бросали всё, что произвели хлев и огород – овощи, корнеплоды, мясо. При этом огонь под котлом никогда не гас. Похлёбка, которая получалась в результате такого приготовления, была очень питательной и составляла основной рацион людей того времени. Современный айнтопф, конечно, варится не целый день, но тоже не быстро. Главный принцип этого блюда – должно быть густо и вкусно. Для приготовления айнтопфа нам потребуется:

50 гр. копчёного шпика
1-2 крупные моркови
3-4 шт. лука
¼ кочана капусты
1 банка консервированной фасоли
1-2 шт. сладкого перца
1-2 зубчика чеснока
2 ст.л. муки
бульон
томатная паста
сушёные грибы
зелень
смесь пряностей
мясо (говядина, свинина, индейка или курица)

Мясо и овощи нарезать крупной соломкой. В кастрюле с толстым дном на большом огне обжарить шпик, добавить говядину, обжарить до золотистого цвета, затем выложить свинину и индейку. Обжарить мясо почти до готовности, добавить овощи, перемешать, слегка подрумянить, всыпать муку, томатную пасту (или свежие помидоры, что предпочтительнее), немного воды или бульона, грибы и пряности. Тушить под крышкой 15-20 минут. Затем выложить фасоль, чеснок и зелень, прогреть, плотно закрыть крышку и снять с огня. Дать потомиться под крышкой несколько минут. Айнтопф готов! Кстати, в переводе с немецкого название этого блюда звучит как «всё в одном горшке».

И ещё несколько рекомендаций. Восточные целители рекомендуют уменьшить потребление свежего молока, йогурта и сыра в конце зимы. Это, по их мнению, увеличивает количество слизи в организме. Так что если вы часто страдаете простудными, аллергическими заболеваниями, от молока и молочных продуктов придётся отказаться. Но в каждом правиле есть исключения. Если вы заболели, то можно выпить на ночь стакан тёплого молока, но – со специями. Молоко в таком случае готовится так: поставьте его на огонь, но не кипятите, а доведите до первых пузырьков и сразу снимите с огня. Добавьте в молоко ½ ст.л. мёда, по щепотке шафрана и корицы и перемешайте. Выпейте это средство перед сном. Молоко, приготовленное таким образом, помогает при перевозбуждении нервной системы, способствует засыпанию.

Питайтесь правильно и будьте здоровы!

Лариса Шуфтайкина


Жизнь есть только там, где есть любовь
 
maximaДата: Среда, 06.03.2013, 10:45 | Сообщение # 4
Мастер УРР
Группа: КРУГ МАСТЕРОВ
Сообщений: 3335
Репутация: 1258
Статус: Offline
Цитата (Windblown)
Просто огонь вместо того, чтобы поместиться в желудок распределяется по всей коже. Для этого есть один простой аюрведический способ. Если у вас случается такое расстройство, джатар-агни, или расстройство агни, который переваривает пищу, то вы должны понемногу пить горячую воду.


Так вот, откуда рецептик 005 Подобным образом, можно избавиться и от холодых приступов в организме 016 Взять стакан горячей воды и мелкими глоточками выпить 003

Игорь 004 Ирина 004 Благодарю за чудесную информацию 007
 
Форум » Другие практики, техники, опыт » Аюрведа » О некоторых правилах питания
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: