Что же именно произошло тогда, в ту давнюю пору, еще до крещения Руси?
Собор православных людей в Константинополе, то есть народ, собрался в храме, молясь Господу о том, чтобы Он защитил город от нападения варваров. И вдруг юродивый Андрей видит, как над всей этой толпой молящихся Пресвятая Богородица простирает свой Покров. Свой платок, который Она надевала, еще когда была на этой земле.
Он обращается к своему другу Епифанию и спрашивает: «Видишь?» И тот говорит: «Вижу».
И тот факт, что оба видели, означает, что это не просто было видение, а было реальное нечто, что можно было видеть двоим, и, таким образом, подтвердить один другого.
И вот с тех пор Покров, то есть защита Пресвятой Богородицы, простерт над всеми нами, над всеми православными христианами.
И опять-таки парадоксально, что те, кто был под этой защитой в Константинополе, их потомки, забыли этот праздник. Его нет больше у них. А те, кто нападали на Константинополь, — у них есть. Этот праздник действительно стал русским. Потому что нигде, ни в одной стране так он не празднуется, как в России.
Это значит, что народ наш несмотря на все свои прегрешения, исторические и личные, все-таки имеет в себе какую-то мощь правды.
Это самоотречение – историческое, народное — не случайно. Потому что оно ведет нас именно к тому, чтобы не представляться самим чем-то и кем-то, а наоборот смотреть в суть правды. Что действительно правда, а что нет. Смотри вперед!
История появления праздника (14 октября) связана с двумя Андреями, один из которых был юродивым нищим в Константинополе, другой - князем во Владимире - Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. К середине 12 века в русской письменности получило широкое распространение житие святого Андрея, жившего в X веке.
Об Андрее Юродивом Андрей Юродивый родился в Скифии, в Юности был продан в рабство богатому жителю Константинополя. В доме своего хозяина мальчик получил образование и был назначен секретарем. Будучи христианином, Андрей очень любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. В жизнеописании говорится, что однажды Андрей увидел сон, где он боролся со страшным бесом и победил его, после чего Сам Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. Суть этого подвига состоит в отречении от мирской жизни ради служения Богу.. Андрей, поведав об этом сне священнику Никифору, решился принять вид безумного. Через несколько месяцев хозяин, думая, что его секретарь сошел с ума, приказал отпустить его. Андрей Юродивый начал скитаться по улицам и площадям Константинополя: одетый в лохмотья, он терпел нужду и голод, собирал милостыню, много помогал таким же, как и он, бездомным, обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. По свидетельству священника Никифора, Андрей Юродивый весь день обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церквях города... Однажды вечером под субботу (сохранилась дата — 14 октября по н. с.) Андрей зашел в так называемую Влахернскую церковь, где находилась великая святыня — часть одежды Божией Матери, привезенная из Иерусалима еще в V веке. В храме шло богослужение. Святой Андрей Юродивый сподобился видения: Богородица вошла в храм в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова и молилась вместе со всеми. После молитвы Божья Матерь, сняв с головы плат, распростерла его над собравшимися в храме в знак своего покровительства и помощи. Юродивый нищий Андрей рассказывал, что видел Божью Матерь, плакавшую о мире. «Богоматерь, — говорил он, — коленопреклоненно молилась. Госпожа и Царица мира плакала о нем». Бытует мнение, что святой Андрей видел Божью Матерь в трудные для Константинополя времена. Многие думают, что именно в те дни город был осажден войском киевского князя Аскольда и чудесно спасен после всеобщей молитвы к Богу и Пресвятой Богородице. Однако скорее всего в этом случае в народном сознании произошло смешение двух разделенных несколькими десятилетиями событий: спасения Константинополя от войск Аскольда (около 860 года) и видения Андрея Юродивого (самый конец IX — начало X веков). Об установлении праздника Вообще, надо сказать, что церковная история знает множество примеров явного свидетельства о помощи Божьей христианам. Немало примеров говорят о заступничестве ангелов, святых и Пресвятой Богородицы. Церковный календарь, в основе своей сформировавшийся в Византии с 5 по 11 век, содержит дни памяти таких случаев. Но совсем немногие такие праздники стали значимы, а то и уникальны на Руси так, как праздник Покрова Божьей Матери. Наверное, малая популярность некоторых византийских памятных дат обусловлена тесной их связью с конкретным временем и местом. С праздником Покрова произошло обратное. По свидетельству некоторых русских паломников, в Константинополе какое-то время помнили о видении святому Андрею и даже в храме во Влахерне было иконографичекое изображение этого чуда. Однако со временем, как и многие местночтимые праздники, эта история ушла из народной жизни и осталась только в жизнеописании святого Андрея. Однако на Руси это свидетельство оказалась, что называется, в нужное время и в нужном месте. Наши предки имели особое отношение к Божьей Матери, русским издревле была свойственна особая любовь к Богородице, и поэтому достаточно частное свидетельство об сугубом покровительстве или покрове Божьей Матери пришлось по сердцу русским христианам. Трудно объяснить почему, но факт особого благоговения, особого почитания очевиден. Народное сознание именно с заступничеством Божьей Матери связывает свои надежды. Русские христиане сумели рассмотреть в том видении, которое, кстати, трудно исторически идентифицировать, удивительное внеисторическое, вненациональное, можно сказать, богословское свидетельство о глубине тех отношений, в которые вступают христиане с Матерью Господа Иисуса Христа. Удивительное отношение русских христиан к Богородице нашло свое воплощение в молитве в честь этого праздника: «Дева в этот день предстоит в Церкви, и со святыми невидимо молится о нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, и апостолы с пророками ликуют: ради нас Богородица молит Превечного Бога». Если взглянуть исторически, то мы увидим, что Князь Андрей Юрьевич Боголюбский хорошо знал житие своего святого тезки — Андрея Юродивого и почитал этого святого. Именно из жития он узнал о предстательстве Пресвятой Богородицы. В 1164 году князь ходил войной на камских болгар, одержал несколько побед над ними. Может быть, его беспокойство и чаяние помощи Божьей или благодарность Богу за победы помогли князю Андрею Боголюбскому не только обратить внимание на видение Богородицы святому Андрею, но и увидеть в нем глубокий богословский смысл и установить в честь этого события праздник.
Храм Покрова на Нерли В одной из рукописей ХII века приводятся слова князя: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Очень показательно, что вскоре после установления праздника вновь построенные храмы стали посвящать Покрову. Так появился прекраснейший русский храм, именуемый «Покров на Нерли». О значении праздника Приведем размышления о празднике Покрова Божьей Матери известного русского философа и богослова о. Сергия Булгакова, в юности уходившего от христианской веры в марксизм, но вернувшегося в «дом отчий» и ставшего в страшное советское лихолетье, свидетелем христовой веры. В проповеди, произнесенной в самом начале безбожного антирелигиозного беснования на нашей земле, отец Сергий говорит: «...Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».
Р.С. отступление от темы: Очень сильно этот праздник перекликается с периодом Зимних ночей (еще будучи студенткой государственного университета знала от преподавателей о забивании или замещении церковью исконно народных праздников - Зимние Ночи, тому примером, (15 октября - 1 ноября). Промежуточная точка между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Силы Жизни окончательно отступили, а силы Смерти вошли в полную силу. Солнце дает все меньше тепла и света, а земля начинает укрываться одеялом йотунов, погружаясь в долгий зимний сон. Это время считается самым опасным, так как силы Жизни уже ушли, а спасительный Йоль еще на настал. В это время Один носится с Дикой Охотой по ночному зимнему небу, а мертвые заглядывают в окна домов и их голоса слышны в ночных завываниях ветра. Как живут люди в это время, зависит уже не от природы, а от самого человека и того, что он делал летом и как хорошо трудился. Это время власти асов и их правил. Праздник также совпадает с Хэллоуином и имеет близкое с ним значение: это ночь общения с духами. В ритуале зимних ночей сжигается сноп соломы для того, чтобы короткая вспышка обогрела души пожаловавших предков и ставятся страшные маски со свечами, чтобы отогнать дальше злых духов...)
автор - LanaFitzroy Смотри вперед!
Сообщение отредактировал Рулевая - Воскресенье, 14.10.2012, 01:57
Фонд возрождения исторического наследия «Гуннский фонд» совместно с Этнографическим музеем народов Забайкалья при поддержке общественных организаций впервые проводит на территории музея Праздник встречи Нового года по древним народным традициям.
Возрождение традиций празднования Нового года осенью является важнейшим событием в сохранении и популяризации историко-культурного наследия евразийских народов, в частности бурят Предбайкалья.
В праздничном мероприятии принимают участие землячества, общественные организации, учебные заведения, творческие коллективы и народные ансамбли.
В программе праздника: торжественное открытие, древний обряд встречи Нового года, демонстрация подготовки древних воинов к коллективной охоте «зэгэтэ-аба», интерактивная игра «Звенящие стрелы» с участием школьников, обряды сватовства у славян, встреча Нового года в бурятской семье. Смотри вперед!
Богоматерь покрывало сняла, Распростёрла священный полог, И на праздник Святой Покрова Русь укрыла от бед и тревог. Хлопьев снега рассыпала смех В колокольно-свадебный звон. И с зазимьем поздравила всех, И с молитвой вошла в каждый дом.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся. меняй в своей жизни то, что можешь изменить....ищи силы принять то, что изменить не можешь и проси мудрость, чтобы отличить одно от другого....
Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Иерусалима во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися всое широкое белое покрывало — покров. В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов. Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника. На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году. меняй в своей жизни то, что можешь изменить....ищи силы принять то, что изменить не можешь и проси мудрость, чтобы отличить одно от другого....
Иринка,поздравляю с Днем рождения!!! Давным-давно известно утвержденье, Что если кто родился, то всегда, В начале ночи, в день его рожденья, Hа небе загорается звезда. Так пусть твоя звезда не угасает И в этот день ещё светлей горит, Твой славный путь всё ярче освещая И жизнь твою ничто не омрачит! меняй в своей жизни то, что можешь изменить....ищи силы принять то, что изменить не можешь и проси мудрость, чтобы отличить одно от другого....
Елена
Сообщение отредактировал mandra - Среда, 17.10.2012, 10:13