Windblown | Дата: Понедельник, 05.12.2011, 20:45 | Сообщение # 1 |
МАСТЕР-УЧИТЕЛЬ РЕЙКИ
Группа: Администратор
Сообщений: 15105
Репутация: 2536
Статус: Offline
| Природа трех дошей
Три дошы (основные физические компоненты или энергии тела) составляют основу, основной принцип "Аюр-веды". Подобно тому, как три гунны (основные физические компоненты или энергии ума) дают возможность человеку понять и связанно посмотреть на то, что происходит в этом мире, точно так же концепция трех дош дает человеку возможность более ясно увидеть то, что представляет собой его тело, и что происходит в этом теле. Посмотреть механизмы функционирования тела, и то, как определить источник болезни. В соответствии с "Аюр-ведой" доши - это три субстанции тонкой природы, которые действуют в этом теле и обеспечивают функционирование тела. В нор- мальном состоянии, когда человек здоров, эти три доши, должны находиться в равновесии. Болезнь, в соответствии с "Аюр-ведой" - это нарушение равновесия одной, двух или всех трех дош. Говорится, что в момент смерти все три доши выходят из равновесия.
Существует пять, первоэлементов ( махабхут) творения. Первый - это акаша (эфир), второй - ваю (воздух), третий - агни (огонь), четвертый - джала (вода), и пятый - это притхи (земля).
Не нужно думать, что когда говорится "земля", то имеется в виду земля, по которой мы ходим. Или когда говорится "вода", то имеется в виду вода, которую мы пьем. Или когда говорится "воздух", имеется в виду воздух, который вокруг нас. На самом деле, когда говорится об этих элементах, имеется в виду более тонкие вещи. Итак, когда говорится об акаше, или эфире, имеется в виду пространство. Иначе говоря, сначала было создано пространство, или то, где все протекает. И, как известно, элемент пространства - это звук. Дальше, следующий элемент более грубый - это ваю (воздух). На самом деле, это даже не воздух, а просто энергия, которая обеспечивает движение всего. То есть характеристика ваю, или воздуха - это его подвижность. Дальше следующий элемент - агни. Это излучение, или электричество, которое есть внутри тела. То есть природа огня - это внутреняя радиация. Затем дальше идет вода, или жидкое состояние. Это сила, которая связывает друг с другом различные элементы. Как для воды свойственно сцепление различных элементов друг с другом, смешивание, так для изначальной воды, для этого элемента, также свойственно соединение различных вещей друг с другом. И, наконец, земля - это твердое состояние, для которого характерна упругость или жесткость. И каждый атом в соответствии с "Аюр-ведой" состоит из этих элементов.
Теперь о трех дошах, трех энергиях, из которых состоит тело. Первая доша - это вата, вторая - питта и третья доша - это капха, или слешама. Вата представляет собой комбинацию эфира и воздуха. Питта - огня и воды. И капха представляет собой комбинацию воды и земли. Интересна сама концепция этих дош и вообще, что значит слово доша. Слово доша дословно, в переводе с санскрита, значит что-то плохое, какой-то порок или какой-то недостаток. То есть все наше тело в соответствии с "Аюр-ведой" на самом деле есть что-то очень плохое. Но смысл в том, что в самих дошах изначально заложена тенденция выходить из равновесия. Здоровье - это состояние идеального равновесия всех трех дош, тогда как болезнь представляет собой выход из равновесия одной из дош. Это свойство выходить из равновесия заложено в дошах изначально, и потому мы все болеем.
Эти три доши пронизывают наше тело, обеспечивая его физиологию и функционирование. Итак, элемент ваты, или воздух, как это обычно переводят (вату иногда переводят как воздух, хотя это не совсем правильно), отвечает за движение в теле. Все то, что движется в теле, например, когда вы двигаете руками или движение пищи, движение воздушных потоков, - все это обеспечивается элементом ваты. То есть вата - это самый динамичный элемент. Как мы знаем, он создан из эфира и воздуха, поэтому он самый подвижный. И поскольку вата - самый подвижный элемент, то он легче всего выходит из равновесия. Этот элемент первым выходит из равновесия. Именно поэтому большая часть болезней вызвана нарушениями ваты. "Аюр-веда" перечисляет восемьдесят основных нарушений, вызываемых ватой. Примером этого может служить боль. Любая боль вызвана нарушением ваты, потому что вата относится к нервной системе в том числе. Таким образом любая боль, или, например, паралич, когда человек перестает двигаться, это тоже указывает на нарушение ваты. Все нервные и сердечные болезни определяются дисбалансом ваты.
Следующий элемент - питта - представляет собой комбинацию огня и воды и отвечает за трансформацию в теле. То есть если вата отвечает за движение, то питта отвечает за различные процессы, которые связаны с превращением одного процесса в другой. Предположим, с усвоением пищи. Усвоение пищи -это основной процесс трансформации, когда пища превращается в наше тело. И за это отвечает питта. То есть это метаболический элемент. Следовательно, первая и самая важная функция питты - переваривание пищи. Кроме этого она отвечает за пигментацию кожи, температуру тела, за голод, жажду, зрение (зрение - это тоже одна их функций питты, функция огня в теле). И в "Аюр-веде" перечисляется сорок нарушений питты. Питта тоже является достаточно подвижным элементом, но не таким подвижным как вата. Соответственно она имеет меньшую тенденцию выходить из равновесия, поэтому приводятся только сорок нарушений питты. Все нарушения, связанные с питтой, характеризуются воспалительными процессами. Когда, например, поднимается температура или происходит покраснение определенных участков кожи или изменение ее цвета, то все это связано с питтой. Желтуха, например, или фаренгит, высокая температура, лихорадка, воспалительные процессы - все это управляется питтой и является нарушением питты.
Наконец, капха отвечает за стабильность, за структуру тела. Она придает всей этой оболочке определенную структуру. То есть она прежде всего отвечает за кости, суставы и за поддержание тела. Чтобы предать всей этой подвижной системе какую-то стабильность, нужна капха. "Аюр-веда" приводит двадцать нарушений, которые вызваны нарушением капхи. Однако в силу такой неподвижности эти нарушения труднее излечить. Скажем, поскольку вата легко выходит из равновесия, то ее легко и вернуть в равновесие. Соответственно, когда капха выходит из равновесия, то ее труднее вернуть в равновесие. Среди болезней, которые вызваны капхой есть такие болезни, как например, анарексия, или полное отвращение к пище. Другие болезни, которые перечисляет "Аюр-веда" среди нарушений капхи - это хроническая лень, сонливость, насморк, воспаление щитовидной железы (это тоже одна из болезней, которая вызвана капхой). Большая часть болезней, которыми болеют современные люди, вызваны нарушением ваты.
Что такое "субдоши"?
Доша значит "недостаток", "изъян". В сущности, все неприятности у нас возникают лишь от того, что выходят из равновесия какие-то доши. Есть определенные места, где эти доши концентрируются. У каждой доши есть как бы своя штаб-квартира. Есть место, где каждая из дош преобладает. Например, для капхи таким местом является верхняя часть желудка. Это штаб-квартира капхи. Для питты-это тонкий кишечник, нижняя часть желудка, а для ваты-толстый кишечник. Но вата есть также и в мозгу, сердце, костях, легких, мочевом пузыре, в костном мозге, нервной системе и в ногах. Питта находится в коже, глазах, печени, также в мозгу, крови, селезенке, в эндокринной системе и в тонком кишечнике. Капха находится опять же в мозгу, в суставах, во рту, в лимфе, в желудке, в жировых отложениях и в шее.
Каждая из этих дош делится на пять типов. То есть пять типов ваты, пять типов питты и пять типов капхи. На самом деле есть десять типов ваты, десять типов питты, десять типов капхи. Из них пять являются основными, другие-более тонкие-отвечают за вторичные функции. Пять основных типов ваты-это прана, удхана, самана, апана и вьяна. Пять основных типов питты - это пачака, ранджака, садхака, алочака и браджака. И пять типов капхи - это кледака, аваламбхака, бодхака, карпака и шлешана, или шлешака. Вата доша это разные воздушные потоки, которые выполняют различные функции. На самом деле это не разные ваты. Не следует думать, что прана-вата отвечает за тапана-вату или удана-вату. Скажем прана-это воздушный поток, который проходит через сердце. Апана - это то, что выходит у нас из толстого кишечника. Но не нужно думать, что это разные ваты. На самом деле вата бывает только одна, просто она выполняет в организме разные функции, и в соответствии с этими функциями, ее делят на пять частей.
Это пять разных функций. Например, один из типов питты, огонь, отвечает за зрение. Этот огонь, который горит в глазах, как раз и дает нам возможность видеть. Другой тип-это садхака-агни. Он горит в уме и дает человеку возможность проводить различия, принимать правильные решения, определяет разум человека и так далее. Другой тип огня находится в коже и определяет пигментацию кожи. Если у человека кожа разного цвета, то нарушена пигментация, значит нарушен этот тип огня.
Итак, существует пять видов ваты, или иногда их называют праной. Первый основной тип - это прана, прана-ваю, прана-вата, или дыхание жизни. Прана-вата в основном размещается в сердце, а также в мозгу, груди, ушах и в носу. Она отвечает за дыхание, за проглатывание пищи, и, в принципе, непосредственно за жизнь. Этот тип ваты обеспечивает функционирование сердца, ума, чувств и интеллекта. Нарушение прана-ваю приводит к иканию, бронхиту, астме, простудам, а также к сиплости, когда садится голос. Это все свидетельство того, что нарушена прана-ваю. Прана-ваю - это основная форма ваю, потому что по массе она самая большая. Дальше идет удхана-ваю. Удхана- вата - это поднимающийся воздушный поток. В основном он находится в горле, в пупке, в легких, в шее и в носу. От него зависит речь и голос, а также все движения, которые совершаются в восходящем направлении. Также от удхана-ваю зависит сила ума, памяти и интеллекта. Нарушение удхана-ваю приводит к болезням глаз, шеи, носа и горла. Дальше, самана-ваю - это воздушный поток, который выполняет функцию уравновешивания. Он находится, как правило, в области желудка и тонкого кишечника. Самана-ваю отвечает за переваривание и усвоение пищи. Он обеспечивает функционирование различных ферментов и так далее. Этот воздушный поток переносит переваренную пищу из желудка в тонкий кишечник. Апана-ваю, которая находится в толстом кишечнике, отвечает за нисходящие движения в теле, то есть за вывод мочи, испражнений, также за рождение ребенка. Таким образом апана-ваю выталкивает из организма все, что идет вниз. При нарушениях апана-ваю наблюдаются болезни мочевого пузыря, ануса и мочеполовых органов. Вьяна-ваю - находится в сердце и распределена по всему телу. Это на самом деле самая тонкая форма ваю и она обеспечивает движение веществ по различным каналам. Например, движение крови по венам, или транспортировку различных соков в теле. Также она отвечает за моргание. Нарушение этой ваю приводит к повышению температуры.
Теперь пять типов агни. Первый-это пачака-агни. Это самый основной вид агни. Он находится в желудке и в тонком кишечнике, двенадцатиперстной кишке. Он отвечает за переваривание пищи. С нарушением пачака-агни связано несварение желудка, когда желудок перестает переваривать пищу. Ранджака-агни отвечает за кровь. Он находится в печени, селезенке и в желудке. С нарушением этого агни связана анемия, когда человек становиться очень бледным, желтуха, и все то, что связано с изменениями цвета тела. Следующий тип-это садхака-агни. Он находится в сердце и в уме. В первую очередь он отвечает за память и за другие функции ума. Это самая тонкая форма огня. И все психические нарушения, все психические болезни связаны с расстройством садхака-агни. Дальше - алочака-агни. Этот тип агни отвечает за зрение и находится в глазах. Все нарушения зрения - близорукость или дальнозоркость связаны с нарушением этой тонкой формы питы, которая находится в глазах. Враджака-агни находится в коже. Он отвечает за цвет кожи, за гладкость кожи.
И, наконец, пять последних форм капхи. Это кледака-капха, которая находится в желудке. То есть это желудочная жидкость, которая все смачивает. Чтобы пища могла хорошо перевариться, она должна сначала быть смочена. Дальше идет аваламбака-капха. Она находится в груди и в сердце. Ее функция - снабжать члены нашего тела энергией, а также защищать сердце от перегрева. Она дает энергию сердцу, чтобы оно могло биться. Бодака-капха находиться на языке и отвечает за ощущение вкуса. Она также смачивает язык, давая тем самым возможность ощущать вкус. Затем идет тарпака-капха. Она находится в голове и непосредственно отвечает за функционирование всех органов чувств, которые находятся в голове. Также она охлаждает. Например, она охлаждает глаза или ум. И, наконец, шлешака-капха находится в суставах. Она обеспечивает функционирование суставов, смазывает их, чтобы они двигались. Таким образом функционирует это тело, этот робот, в котором мы находимся. Как, вам стало ясно из этого описания, что мы не имеем к этому телу никакого отношения. Я не есть это тело, я есть душа.
|
|
| |